Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники считают дело Юрия Самодурова политическим


Программу ведет Кирилл Кобрин. Над темой работала Елена Фанайлова.

Кирилл Кобрин: Российские правозащитники сегодня заявили, что уголовное дело против Юрия Самодурова, директора музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, является антиконституционным и политическим, а предстоящий суд знаковым для российского общества. Самодуров и еще четверо устроителей выставки "Осторожно - религия", обвиняются по статье 282-й Уголовного кодекса России в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. Выставка была разгромлена религиозными фанатиками в январе 2003-го года. Рассказывает Елена Фанайлова:

Елена Фанайлова: Уголовное дело против директора Сахаровского центра возбуждено прокуратурой в феврале 2003-го года после обращения Госдумы к Генеральному прокурору. В комитет Госдумы по безопасности обратился протоирей Шаргунов, который расценил выставку современного искусства под названием "Осторожно - религия" как кощунственную, а деятельность Сахаровского центра как антиобщественную. 18 января 2003-го года, накануне православного Крещения, прихожане Шаргунова разгромили выставку. Были задержаны милицией, против них было возбуждено уголовное дело по факту хулиганства, но довольно скоро погромщики были отпущены на свободу, а к ответу потребовали устроителей выставки. Дело вызвало бурную реакцию части православного сообщества и призывы к наказанию художников. Комментирует отец Глеб Якунин.

Глеб Якунин: Во-первых, нельзя говорить, что это вся православная общественность. Инициатор всего этого погрома - отец Александр Шаргунов и его, если так можно сказать, "боевики". Они стали защищать чистоту православия таким способом. Выставка скорее антиклерикальная, и "Осторожно - религия" немножко неудачное название. Содержание выставки как раз говорит о том, что не религии надо бояться, а тех перегибов, которые в этой структуре православной, в правящей нашей конфессии Московской патриархии существуют. Обратите внимание, что сделали эти погромщики. Там, действительно, было красивое изображение Христа, даже, я бы сказал, каноническое, так они облили грязью, залили сам лик Христа краской, а "Кока-Кола" и кощунственные слова остались на месте. Так что по-настоящему кто-то из представителей сейчас, которых судят, они могут вполне подать встречный иск на то, что действительно осквернили изображение самого Христа.

Елена Фанайлова: Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинкской группы, назвала дело против Сахаровского центра и художников тем делом, которое возвращает в Россию цензуру, но в православном обличии. Резче всех собравшихся комментировал возбуждение уголовного дела против Сахаровского центра правозащитник Сергей Ковалев.

Сергей Ковалев: По поводу одного экспоната, кажется, чрезвычайно важного с точки зрения, прошу прощения, "искусствоведов" в штатском, которые позволили себе написать экспертизы, по поводу этого изображения оклада с отверстием для лица и рук, набором книг, самого разного содержания, этот экспонат подвергался ожесточенной критике, как едва ли не самый кощунственный, для меня, например, этот экспонат значит примерно следующее: так же, как было в свое время модно разговаривать о вреде религии, точно так же теперь, кому только ни лень, торчит перед алтарем на виду телекамер, держит свечку в правой руке, наверное, крестится левой. И те самые люди, которые по должности говорили о том, что религия - это опиум для народа, теперь-то они и есть главные верующие, они целуются друг с другом. Например, небезызвестный подполковник непременно лобызает небезызвестное другое должностное лицо по фамилии Ридигер. Кстати сказать, лицо, имевшее не одно имя. Это не только Патриарх Всея Руси Алексий, это еще и некто Дроздов. Дроздов - это кликуха, и эту кликуху этот уважаемый сановник нашей патриархии получил в том же самом ведомстве, в котором другое должностное лицо получило чин подполковника. Свои ребята, что тут говорить, поэтому неудивительно то, что в стране происходит. Я не знаю, есть ли у них теперь должностные отношения. Подозреваю, что есть. В такой стране мы и живем.

И в этом смысле процесс, который начинается, я обозначил как решающий, как очень важный, как трагический даже. Потому что я здесь вижу следующую вещь: линия внутренней политики государства, по моему глубокому убеждению, состоит ныне в том, чтобы каждому указать его стойло. Ты независим по Конституции, по закону, и ты в самом деле принимаешь независимые решения и предпринимаешь независимые действия. Но вот тебе границы твоей независимости, вот слева, вот справа. Понятно, что, например, развивающееся дело Ходорковского в этом смысле очень важное дело. Это предприниматель, это капитал, а у капитала повышенные возможности.

Елена Фанайлова: Продолжает руководитель группы адвокатов Юрий Шмидт:

Юрий Шмидт: Если вы не хотите испытывать свои религиозные чувства и подвергать их какому-то страданию, избегайте тех мест, где вашим чувствам может быть нанесен удар. Когда в Москве несколько лет назад задумали провести корриду, общество воспротивилось, корриду так и не провели. В Испании защитники животных корриду, вероятнее всего, не посещают. Точно так же, как верующие и глубоко нравственные люди вряд ли будут покупать в секс-шопе порнографические фильмы и смотреть их у себя дома или в кругу друзей. Поэтому Административный кодекс четко регулирует целый ряд правоотношений, указывая, в частности, что проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается.

XS
SM
MD
LG