Ссылки для упрощенного доступа

Нарушения прав чеченцев в Свердловской области


Программу ведет Андрей Шароградский. Над темой работала Светлана Толмачева.

Андрей Шароградский: В Екатеринбурге представители общественной организации "Союз возрождения мира и согласия в Чеченской Республике" предложили сотрудникам правоохранительных органов обсудить факты нарушения прав чеченцев, живущих в Свердловской области. Однако диалога не получилось. Рассказывает наш корреспондент в Екатеринбурге Светлана Толмачева:

Светлана Толмачева: Салаутдин Мамаков, председатель Свердловского областного отделения российского "Союза возрождения мира и согласия в Чеченской Республике", пригласил на встречу милицейских начальников Екатеринбурга и хотел задать им все накопившиеся вопросы. Ожидания были напрасны: не пришли представители паспортно-визовой службы и милиции общественной безопасности. Из ГУВД Свердловской области прислали рядового сотрудника пресс-службы. Салаутдин Мамаков не стал отменять встречу. Он рассказал о том, как в одном из районных управлений внутренних дел Екатеринбурга принудительно взяли отпечатки пальцев у нескольких чеченцев, как милиционеры задержали во время рейда в кафе его заместителя, заковали в наручники и всю ночь продержали в камере предварительного заключения, несмотря на то, что все документы у задержанного были в полном порядке. Подобных примеров у Салаутдина Мамакова десятки. Поэтому он и решил вызвать сотрудников правоохранительных органов на открытый разговор.

Салаутдин Мамаков: Мы хотели бы услышать обоснованные и конкретные претензии в наш адрес. Может, мы допускаем какие-то ошибки, может, создаем дополнительные проблемы правоохранительным органам - не надо делать из нас врагов. Если имеются обоснованные факты задержания, я имею в виду факты вымогательства, хулиганства, то мы ваши союзники. Но когда под видом профилактических проверок, просматривается явно негативное отношение по национальному признаку, а в отдельных случаях это и не скрывается... Необоснованным мы считаем и то, что после любого теракта в любом уголке России начинаются повальные обыски и допросы чеченских семей, проживающих в городе Екатеринбурге и области. Грубейшим нарушением права человека мы считаем, когда опрашивают соседей на предмет того, как ведут себя соседи-чеченцы, кто к ним приходит, и так далее. Считаем унижением чести и достоинства, когда интересуются, уезжали ли в Чеченскую Республику наши женщины, дочери, сестры. Нарушение прав и свобод мы видим при приеме на работу, оформлении загранпаспортов, ведении бизнеса и других фактах. А факт последнего задержания моего заместителя Асхадова и еще одного чеченца без всяких на то оснований - это тоже мы считаем грубейшим нарушением прав человека, когда просто ни за что в наручниках приводят, и начинаются такие неуклюжие попытки вербовки, и все прочее. Сценарий один и тот же. Этот факт нас заставил обратиться с просьбой о встрече. Мы хотели бы услышать от руководства, но они, как правило, не приходят, у нас уже не первый раз такое, тот, кто от них на этой встрече присутствует, пусть передаст их вопросы.

Светлана Толмачева: Кроме произвола со стороны милиции чеченцев волнуют проявления национализма в чеченских школах. В семье Макалы Тасбаева воспитывается четверо детей, трое из них приемные. Мальчики осиротели, когда погиб старший брат Тасбаева. Руслан и Зелимхан уже два месяца не ходят в школу. Пятиклассники жалуются на побои и травлю, не только со стороны сверстников. По словам отца, Макалы Тасбаева, его дети в Грозном чувствовали себя спокойнее, чем в Екатеринбурге.

Макала Тасбаев: Завуч, Нина Семенова ее зовут, с первого дня мне предъявила, что у нее жила тетка в Грозном, что ее там ущемляли, всяко. Сразу свой национализм предъявила и сказала: это русская школа, по-чеченски не разговаривать. Она сказала - ваши дети не могут нормально учиться. Я говорю: "Я найму репетиторов, сделаю все, чтобы они не отставали от всех". В школу пошли дети, не хуже других начали учиться, год прошел, классный руководитель была одна, она как бы не была такая националистка, нормально держала баланс. А в этом году пришла другая классная руководительница, она поддерживает этот национализм, детей обзывают террористами, когда они дают сдачи, говорят "вот, ваши чеченцы все такие, сразу кулаки распускаете", потом они начали уже в последнее время девочек травить. Началась натуральная дедовщина. И бесполезно, я прихожу к директору, вот, конечно, такое-сякое есть, и никаких эмоций, никаких действий. Это продолжается. Я уже 2-3 месяца в школу не пускаю детей. Не могу пустить, потому что там уже старшеклассники несколько раз избивали моих детей.

Светлана Толмачева: Это не единственный пример дискриминации. Два месяца назад активисты екатеринбургского "Мемориала" выезжали в одну из школ города, чтобы вместе с представителями общества чеченской культуры "Вайнах" провести открытый урок в классе, где были замечены националистические проявления. Однако представителю уполномоченного аппарата по правам человека в Свердловской области Элине Руденкиной о таких случаях ничего не известно.

Элина Руденкина: У нас таких случаев нет, чтобы чеченцы жаловались на ущемление их прав по национальному признаку. Сегодня мы сюда приглашены, значит, действительно наболело, но я присоединяюсь к сотрудникам ГУВД, иного пути нет, надо разбираться по каждому конкретному случаю. Задержали незаконно - подавайте жалобу, и по каждому случаю проверка будет проведена. Я не думаю, что в ГУВД, если вы действительно пожалуйтесь вышестоящим начальникам, что это осталось бы без внимания. Если вы эти проблемы замалчиваете, они обязательно будут у вас копиться. По школе я обязательно запишу фамилию завуча и директора, на которых вы жалуетесь. Поверьте, бывают жалобы и русских детей, и самых разных национальностей, возможно, проблема была вызвана не тем, что ваши дети - чеченцы, а тем, что они просто другие. Они не подчинились. У нас очень толерантное население. Жалобы на школы вообще не характерны. Тут один путь: каждый случай придавайте огласке.

Светлана Толмачева: Представитель пресс-службы ГУВД Свердловской области, который присутствовал на этой встрече, отказался от каких-либо комментариев, сославшись на то, что не уполномочен общаться с журналистами. Официальную версию ГУВД озвучивал руководитель пресс-службы Валерий Горелых уже после. Впрочем, ничего нового сказано не было.

Валерий Горелых: Любой человек, наверное, знает, насколько актуальна сегодня антитеррористическая деятельность, не только в Свердловской области и России в целом, поэтому, естественно, правоохранительные органы, и в первую очередь, органы внутренних дел тоже предпринимают комплекс мер, чтобы на территории нашей уральской земли не произошло такого рода проявлений. Но хочу особо подчеркнуть: мы никогда не проводили и не будем проводить такую политику, когда конкретный народ будет ассоциироваться с терроризмом. Другое дело - те мероприятия, которые проводятся, когда в сети милиции попадают люди, которые ничего плохого не сделали - это другое дело, вызывает законное беспокойство. И мы сами говорим, если где-то права человека - неважно, чеченцев или представителей любой другой национальности - у нас есть одно понятие, гражданин России, если права гражданина России нарушены, он имеет право обращаться в вышестоящий орган, в нашем случае прокуратуру, и там обжаловать действия, хоть сотрудников милиции, хоть других органов власти и правоохранительных структур. А обвинять огульно, что вся сверлдловская милиция нацелена против чеченского народа, видит в чеченских гражданах террористов, так считать, думаю, будет просто неверно.

Светлана Толмачева: Представители свердловского отделения "Союза за возрождение мира и согласия в Чеченской Республике" говорят, что теперь каждый новый случай проявления милицейского произвола или дискриминации в школах будут фиксировать, не только, чтобы предать его гласности. Они будут защищать свои права в суде, как им и было рекомендовано. Только чеченцы не уверены в том, что их дела дойдут до судебных слушаний.

XS
SM
MD
LG