Ссылки для упрощенного доступа

Бой в Самарре – новое обострение ситуации в Ираке


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют специальный корреспондент Радио Свобода/Свободная Европа в Багдаде Валентинас Мите и эксперт вашингтонского Центра Карнеги Джон Вулфстол, с ним беседовал корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.

Андрей Шарый: Мы поговорим о ситуации в Ираке. Большое внимание обозревателей привлекает ситуация вокруг города Самарра, где в воскресенье состоялся бой между американскими военными и силами иракского сопротивления. Две американские колонны, на которые практически одновременно было совершенно нападение в районе этого города, перевозили большое количество новой иракской валюты. Американское командование уверено, что нападение было четко скоординировано.

"Мы считаем, что это было скоординированное нападение, иначе происходившее трудно объяснить. Зная, что колонны въезжают в Самарру и везут иракскую валюту, боевики организовали засады на въезде и выезде из города". Это было заявление представителя американского командования в Ираке. В бою были уничтожены 54 боевика, пятеро американских солдат ранены. Против нападавших были брошены танки. Огнем повержены несколько домов в городе. Итак, ситуация в стране остается нестабильной, нестабильна она и в столице Ирака, Багдаде, который по-прежнему продолжают контролировать силы западной коалиции. "Если бы американцы нам дали оружие, мы бы очистили Багдад от преступников в течение месяца", - это цитата из выступления иракского полицейского. Ее предложил нам корреспондент Радио Свобода/Свободная Европа в Багдаде Валентинас Мите. Он неоднократно после начала военной кампании и после ее окончания бывал в Ираке и удостоверяет, что доверия между американцами и иракцами по-прежнему нет. Своими впечатлениями Валентинас поделился с моей коллегой Вероникой Остринской.

Валентинас Мите: Я не был в Ираке 6 месяцев, и когда я приехал, первое впечатление было, что город стал чище, что на улицах присутствует иракская полиция, что как-то все улаживается. Но это только перовое впечатление, потому что преступность в стране присутствует, она теперь приобрела более организованный характер. Когда я был в мае, происходили неорганизованные налеты. Теперь преступников как бы и не видно, но они убивают, грабят, стреляют и делают это организованно. Удивительно, что никто не может сказать конкретно, кто делает эти нападения, какова цель людей, которые борются с американским войсками. Люди называют их иракским сопротивлением, или говорят, что они борются с оккупацией, но когда смотришь на вещи поглубже, видишь, что сопротивление происходит только в суннитских регионах Ирака. В 80 процентах страны ситуация более-менее нормальная. Трудно сказать, чего сунниты хотят, особенно, когда знаешь, что большинство этих людей было в правительстве Саддама, что они занимали высокие посты. Борются ли они, как думают люди, за будущее Ирака, или только за свое личное будущее?.. Когда мы были в Самарре, американские солдаты конфисковали не только автоматы Калашникова, но и несколько портретов Саддама Хусейна. Когда слышишь, как люди говорят: "Мы умрем, отдадим кровь и жизнь за тебя, Саддам", становится неясным, что это значит, какое у них понятие Ирака. Одно у курдов, другое - у шиитов, которые составляют более 60-ти процентов жителей Ирака, и другое у суннитов, которые в меньшинстве, но все время, начиная с XIX века, были у власти. Если будет демократия и выборы, то теперь к власти придут шииты.

Вероника Остринская: А местное население лояльно нападающим на американские войска, или же оно более лояльно американской администрации?

Валентинас Мите: Это зависит от того, где это нападение происходит. Если в курдских районах, то, конечно, люди там будут против тех, кто нападает на американцев. Но если это происходит в Багдаде, где население смешанное, полушииттское-полусуннитское, то неясно, как эти люди будут реагировать, что сильнее - лояльность и страх, или так называемое сопротивление и желание сохранить состояние, которое было до войны.

Вероника Остринская: Совсем недавно в Ираке побывал американский президент Джордж Буш, видимо, с целью поднять боевой дух солдат. Удалось ли это американскому президенту, по вашему мнению?

Валентинас Мите: Я думаю, что президенту удалось поднять настроение американских войск, но, конечно, не более того. Он встретился с некоторыми членами координационного совета, и все. Он даже не выходил из аэропорта.

Вероника Остринская: Валентинас, вы общались с американскими военными? Что они говорят о ситуации, какие у них настроения?

Валентинас Мите: Я провел несколько дней в Тикрите, я жил с американскими солдатами, у меня было много возможностей говорить с ними. И я заметил, что сообщения западной прессы о том, что дух солдат упал, и они не хотят воевать, это только часть всех настроений. Люди знают, что они делают свою работу. Они хотели этой работы. Они солдаты, и у них все-таки есть частичный идеализм, который странно контрастирует с понятиями иракцев. "Да, мы пришли сюда помочь иракскому народу. Мы будем помогать". А иракцы говорят, что "они - оккупанты, мы их убиваем, они пришли сюда и по Женевским конвенциям мы имеем право это делать".

Вероника Остринская: По вашим наблюдениям, на какой стадии сейчас американская кампания в Ираке?

Валентинас Мите: Я думаю, все зависит от того, насколько быстро американцы сумеют передать власть иракцам. На прошлой неделе было сообщение шиитских организаций, что они за выборы временного правительства, но кажется, что этих выборов не будет. Я думаю, что главная проблема, которая возникает для американцев теперь, это не нападения на их войска, а создание иракской нации, где и шииты, и сунниты, и курды считали бы себя членами одной и той же нации. Пока этого не будет, Ирак не будет нормальной страной.

Андрей Шарый: Министерство обороны Украины сообщило в понедельник, что украинские военнослужащие в Ираке задержали бывшего иракского генерала Джугейши, который организовывал нападения на силы коалиции в южных районах страны. По данным министерства, задержание произошло в субботу в города Ас-Сувайра, генерал передан американским войскам для допроса. Американское командование сообщило, что у Джугейши обнаружены документы, подтверждающие его связи с Саддамом Хусейном. И еще одна новость из Багдада. В понедельник вступил в должность новый глава правящего совета Ирака Абдель Азиз Аль-Хаким, один из лидеров иракских шиитов. Он будет находиться на этом посту до начала января.

Американские власти говорят о том, что планируют изменения тактики боевых действий в Ираке. На эту тему вашингтонский корреспондент Радио Свобода Владимир Абаринов беседовал с экспертом вашингтонского Центра Карнеги Джоном Вулфстолом.

Владимир Абаринов: Воскресный бой на севере Ирака, по словам командования коалиции, был самым масштабным и упорным из всех боестолкновений, имевших место после 1 мая – официальной даты окончания активной фазы войны. Боевики подполья атаковали сразу два американских конвоя, их было около 80 человек, и многие были одеты в форму саддамовской гвардии. Означает ли это, что противник изменил тактику?

Джон Вулфстол: Трудно судить на расстоянии, означает ли это совершенно новый поворот в тактике подполья. Ясно, что война в Ираке продолжается, и мы продолжаем нести потери, что иракцы в дальнейшем станут вести себя еще более дерзко и пытаться нанести силам коалиции еще больший ущерб. Так что это выглядит как эволюция тактики, связанная с ростом боевых возможностей и боевого духа, позволяющим боевикам проводить более масштабные операции.

Владимир Абаринов: В прошедшие выходные имели место сразу несколько нападений на граждан других стран – участниц коалиции – Испании, Японии, Южной Кореи. Джон Вулфстол видит в этом явную попытку если не развалить, то ослабить коалицию.

Джон Вулфстол: Я считаю это совершенно очевидным. Это ясный сигнал о том, что наш противник осведомлен о происходящем не только в самом Ираке, но и на международной арене, и прилагает усилия к тому, чтобы ослабить решимость не только Соединенных Штатов, но и любой страны, которая выражает намерение сотрудничать с ними. И эти действия имеют эффект, Япония и Южная Корея после атак проявляют колебания. По-моему, нет сомнений в том, что силы сопротивления направляют свои усилия на то, чтобы создать напряженность внутри коалиции и таким образом подорвать ее контроль над ситуацией.

Владимир Абаринов: Джон Вулфстол полагает, что преждевременный уход США из Ирака будет жестоким поражением.

Джон Вулфстол: Я думаю, вывод войск и ликвидация своего политического присутствия в Ираке до тех пор, пока положение не стабилизируется и не будет закончена реконструкция страны, были бы беспрецедентной катастрофой для Соединенных Штатов. Если сравнивать с событиями 30-летней давности, с Вьетнамом – войной, которую Америка получила в наследство от Франции – эта война, которую Соединенные Штаты начали. Президент Буш создал этот конфликт, и если он не пойдет по этому пути до конца, я думаю, доверию к Америке будет нанесен непоправимый ущерб.

XS
SM
MD
LG