Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация в Ираке после ареста Саддама Хусейна и перспективы суда над диктатором


Программу ведет Андрей Шарый. Он беседует с редактором программы Радио Свобода "Продолжение политики" Ириной Лагуниной.

Андрей Шарый: Рядом со мной автор и ведущая программы Радио Свобода "Продолжение политики - западный взгляд на проблемы безопасности" Ирина Лагунина. Ирина, по вашему мнению, что говорят эксперты, каков потенциал вооруженного сопротивления в Ираке без Саддама Хусейна?

Ирина Лагунина: Все однозначно считают, что сопротивление будет продолжаться, что в ближайшее время можно ожидать новых терактов и нападений на войска коалиции. С одной стороны, конечно, этому сопротивлению теперь будет сложнее, потому что действительно у Саддама Хусейна были все деньги, все средства, которые он контролировал единолично, он и его семья, но поскольку два сына его убиты, а он пойман, то денег станет меньше. Так же, как и склады оружия, он в последние годы уже концентрировал их только вокруг себя и своего ближайшего окружения. Так что сейчас этот источник не будет столь значительным.

Андрей Шарый: Есть ли какие-то данные о том, как организовано географически сопротивление войскам западной коалиции в Ираке? Следует ли, исходя из того, что Саддам арестован в Тикрите, ожидать, что сопротивление ослабнет именно в этих районах, или нет?

Ирина Лагунина: Пока непонятно. Скорее всего, сопротивление не ослабнет, по простой причине: действительно география сопротивления есть. Юг спокоен, там шииты, Север спокоен, там курды, сопротивление, в основном, оказывается в районах, где проживают сунниты, кстати, даже не во всем Багдаде, а именно в некоторых районах Багдада совершаются теракты, эта география показывает, что, в основном, это суннитские районы, это меньшинство населения Ирака, однако, именно оно при партии "БААС" было у власти, и теперь пытается получить власть обратно. С другой стороны, сейчас намного активнее стала "Аль-Каида", если вы помните одно из последних октябрьских заявлений Бин Ладена - это призыв к мусульманской молодежи идти в Ирак и воевать там. Есть данные о том, что "Аль-Каида" переводит свои операции из Афганистана в Ирак, потому что там удобнее нападать на американские войска.

Андрей Шарый: Ирина, я верно понимаю вашу мысль, что сопротивление "Аль-Каиды" и сопротивление клана Саддама Хусейна, или людей, которых он подпитывал деньгами и оружием - это два разных ручья сопротивления? Разные люди, разные источники? Можно говорить только об ослаблении одного ручья?

Ирина Лагунина: Конечно, это два разных источника. Более того, сопротивление "Аль-Каиды" будет только нарастать. Об этом говорят все эксперты, не исключено, что покушение на президента Пакистана связано именно с этим. Не случайно, возможно, и совпадение во времени.

Андрей Шарый: Мы поговорим теперь на тему того, кто и где будет судить Саддама Хусейна. Несколько дней назад стало известно, что в Ираке создается трибунал и он мог бы сыграть важную роль в определении дальнейшей судьбы иракского диктатора. Рассказывает Сергей Данилочкин:

Сергей Данилочкин: Правящий совет Ирака на днях распорядился создать специальный трибунал для рассмотрения преступных деяний бывших баасистских руководителей страны, включая преступления против человечности. Созданию этого трибунала, в составе которого должны работать только граждане Ирака, предшествовало несколько месяцев напряженной работы юристов и администраторов. Для того, чтобы начались первые слушания по делу, расследуемому трибуналом, может потребоваться не меньше времени. Временный глава Правящего совета Абдель Азиз Аль Хаким, объявляя о создании трибунала, назвал это событие историческим моментом.

Абдель Азиз Аль Хаким: Этот суд будет рассматривать дела о геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных между 17 июля 1968-го года и первым мая 2003-го года.

Сергей Данилочкин: Изначально трибунал будет заниматься расследованием хорошо документированных деяний периода правления в Ираке "Партии социалистического возрождения" - БААС, среди них массовое уничтожение курдского населения страны в конце 80-х годов, кровавые расправы над участниками курдских и шиитских восстаний начала 90-х, кампания борьбы с арабским населением заболоченных земель на юге страны, преступления, совершенные во время войны с Ираном в 1980-88 м годах, и вторжение в Кувейт в 1990-м. Юрисдикция нового суда распространяется на граждан и жителей Ирака. Судьи будут назначаться Правящим советом. Официальные лица заявляют, что правила и процедура нового трибунала будут соответствовать принципам иракского уголовного права и существующим международным нормам. Иракским судьям и прокурорам будут помогать международные эксперты, имеющие богатый опыт ведения подобного рода дел в подобных судах. Аль-Хаким сказал, что американская администрация в Ираке согласилась передать иракскому правосудию бывших членов руководства страны, которые были задержаны в ходе военных действий и сейчас находятся в руках коалиции. При этом Аль-Хаким отметил, что трибунал не станет органом возмездия. Член Правящего совета Ирака Ахмад Чалаби заявил, что бывший иракский диктатор Саддам Хусейн станет одним из первых подсудимых трибунала.

После свержения режима Саддама Хусейна официальные лица в Ираке объявили об обнаружении 260 массовых захоронений, в которых могут покоиться останки 300 тысяч человек. Международные правозащитные организации, в принципе приветствовавшие стремление наказать виновных в преступлениях прошлого режима, выражают, однако, озабоченность относительно закрытости процесса формирования специального трибунала в Ираке и эффективности его деятельности. В заявлении, распространенном "Международной Амнистией", говорится, что согласно международному гуманитарному праву американская администрация в Ираке в качестве оккупационных властей вряд ли правомочна создавать такой суд. Другая правозащитная организация - "Human Rights Watch" - выражает озабоченность относительно того, что иракские судьи и юристы не имеют опыта продолжительных и сложных судебных процессов. Директор программы международной законности этой организации Ричард Дикер сообщил, что летом он побывал в Ираке, беседовал там с местными судьями и юристами. По его словам, самый продолжительный процесс, который они могли припомнить, шел всего полтора дня. Дела о геноциде и военных преступлениях, как показывает международная практика, могут длиться месяцы, если не годы. Ричард Дикер считает, что негативные стороны системы специальных трибуналов в тех странах, где недавно завершились серьезные конфликты, можно скорректировать путем подключения к процессам международных экспертов и использования международного опыта. Дикер указывает на примеры создания аналогичных судов в Руанде, Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, бывшей Югославии при широком участии ООН и других международных институтов:

Ричард Дикер: Во всех этих случаях был положительный элемент международного участия в судебных процедурах. Созданный в Ираке трибунал отличается тем, что такого присутствия в нем не предусмотрено. Думаю, что это только подорвет законность и доверие к этому замыслу.

Андрей Шарый: Мой вопрос к Ирине Лагуниной: почему Саддама Хусейна не будут судить в США?

Ирина Лагунина: Ответ очень прост: лично Саддам Хусейн никаких преступлений, ни по отношению к США, ни внутри США, не совершал. Хотя Пентагон пытается доказать связь между Саддамом Хусейном и Бин Ладеном, на самом деле, до сих пор никакой связи установлено не было. Никакого участия в теракте 11 сентября со стороны Саддама Хусейна тоже не было доказано. Поэтому даже те незначительные контакты, которые были между руководством Ирака и руководством "Аль-Каиды", если их представить в американский суд, не выдержат критики. С другой стороны, внутри Ирака к Саддаму Хусейну есть серьезные претензии, так же, как и у соседей, не случайно вице-президент Ирана Мухаммад Аль Аптахи уже заявил, что Иран счастлив, что Саддам пойман, потому, что у Ирана к нему действительно серьезные претензии - Саддам использовал газ.

Андрей Шарый: Рассказ нашего коллеги Сергея Данилочкина более чем убедительно показывает, что судебная система в Ираке не существует, трибунал еще только нужно создавать, а Саддам Хусейн уже пойман. Каковы, по вашему мнению, перспективы судебного процесса над Хусейном в Ираке?

Ирина Лагунина: Я думаю, сейчас, прежде всего, будут очень активны соседи, и это, в первую очередь, Кувейт, где не решена проблема задолженности Ирака, репараций за войну, и не решена проблема пропавших без вести, они числятся до сих пор военнопленными. Есть проблема у Ирана - это использование химического оружия, и, конечно, курдское население тоже будет достаточно активно, как и еще две группы населения Ирака. Это, конечно же, иракские шииты, большинство населения страны, и так называемые болотные арабы, это очень активная сейчас часть населения с серьезной диаспорой, и эта диаспора пытается, с одной стороны, восстановить осушенные Саддамом болота, а с другой - предъявить ему обвинение. Поэтому, я думаю, сейчас предстоит довольно длительный процесс сбора обвинительных материалов.

XS
SM
MD
LG