Ссылки для упрощенного доступа

Джорджу Бушу будет трудно получить поддержку Жака Ширака и Герхарда Шрёдера


Петр Вайль: Если принять критерием солидарности Соединенных Штатов и Западной Европы позицию по отношению к Ираку, то у Вашингтона сейчас лишь один настоящий союзник – Великобритания, в лице премьер-министра Тони Блэра. Другие страны Европейского союза, в первую очередь Германия и Франция, в большей или меньшей степени отмежевались от американских планов военной операции против Саддама Хусейна. Рассказывает наш корреспондент во Франции Семен Мирский.

Семен Мирский: Призыв к Совету Безопасности ООН, с которым выступил в четверг в Блэкбуле премьер-министр Великобритании Тони Блэр, сказавший, что Саддам Хусейн должен быть поставлен перед выбором сдать накопившиеся у него запасы оружия массового поражения или же в случае отказа навлечь на себя военную операцию, этот призыв навряд ли будет услышан Советом Безопасности, три постоянных члена которого – Франция, Россия и Китай, выступают против упомянутой операции. Но британский премьер сделал еще одно заявление, скептически встреченное большинством наблюдателей. А именно: "Международное сообщество, - сказал Тони Блэр, - полно решимости действовать, полно решимости разоружить Саддама". Если говорить не о международном сообществ как таковом, а о Франции и Германии, двух других, наряду с Великобританией, ведущих европейски государствах, то никакой решимости действовать при помощи военной силы против Саддама Хусейна здесь не наблюдается. Отказ поддержать в этом вопросе Джорджа Буша был основным результатом рабочей встречи президента Франции Ширака и канцлера Германии Шредера, имевшей место в среду вечером в Париже. Ширак, напомнивший, что Франция является постоянным членом Совета Безопасности, сказал, что Париж выступает против какой бы то ни было резолюции, автоматически влекущей за собой военную операцию в случае отказа со стороны Багдада допустить на иракскую территорию инспекторов ООН и дать им неограниченный доступ на все иракские военные объекты. Шредер тоже не оставил сомнений в отношении отказа его правительства присоединиться к военной операции. Вот что сказал германский канцлер на совместной с Шираком пресс-конференции в Париже: "Мы определили свою позицию еще до недавних выборов, и эта позиция не претерпела никаких изменений также после выборов". Участвовавший в этой пресс-конференции американский журналист, напомнивший о целом ряде антиамериканских заявлений, сделанных Шредером во время предвыборной кампании, спросил канцлера, не намерен ли он просить прощения у президента Буша? Услышав этот вопрос, Шредер повернулся к журналисту и ледяным тоном ответил: "Я не уверен в том, что я понял ваш вопрос". Так выглядит сегодня в общих чертах американо-европейская солидарность, коль скоро речь заходит о совместных действиях против Ирака.

Петр Вайль: Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, санкционирующую применение силы против Ирака в случае отказа Саддама Хусейна выполнить резолюции ООН. В ближайшее время подобное решение, как ожидается, примет Сенат. В результате президент Буш получит право на свободу действий, если того потребуют интересы безопасности США. Как президент может воспользоваться этим правом? Слово – нашему нью-йоркскому корреспонденту Юрию Жигалкину.

Юрий Жигалкин: В результате дебатов в Конгрессе президент Буш получил от конгрессменов почти все требуемое. Палата представителей предоставила президенту нечто близкое к карт-бланш, дав администрации в будущем полное право определить курс действий Соединенных Штатов в противостоянии с Ираком. Законодатели ограничили администрацию лишь в мелочах, обязав ее уведомить руководство Конгресса о готовящихся акциях не менее, чем за сорок восемь часов до их начала с кратким изложением причин, которые делают такую акцию необходимой.Но, как соглашаются американские наблюдатели, наличие этой резолюции не означает однозначного скорого начала военной операции в Ираке. Судя по акциям последнего месяца, Белый Дом пока ставит на кооперацию в рамках ООН, осознавая, что для проведения столь комплексной военной операции лучше заручиться хотя бы политической и дипломатической поддержкой ведущих столиц. Однако отсюда начинаются неизвестные. В последние дни Ирак удачно разыграл свою слабую карту в Совете Безопасности ООН, совершив отчаянный, но сильный дипломатический ход. Он, согласно уверениям иракской стороны, согласился на безоговорочное возобновление инспекций, выбив тем самым часть почвы из-под ног американских дипломатов, затянувших работу над проектом новой резолюции. Ирак попросту лишил их одного из главных резонов для принятия резолюции, проект которой еще не был готов. Теперь Ирак пытается спешно зазвать назад международных инспекторов, обещая им полные свободы, надеясь на то, что их возвращение на прежних условиях, поставит точку американским попыткам ужесточить режим инспекций. Осознавая это, Вашингтон пытается заблокировать возобновление инспекций до того, как будет принята новая резолюция, проект которой был только что представлен.

От исхода дипломатического спарринга в Совете Безопасности, скорее всего, и будет зависеть окончательное решение президента Буша, оказавшегося в трудной ситуации. Судя по всему, Франция и Россия решили принять за чистую монету дипломатический прием Багдада, и открыто выступили против американского проекта резолюции, а Москва и против всякой резолюции, определяющие новые условия проведения инспекций. Ходят слухи о том, что Вашингтон и Лондон, столкнувшись с такой оппозицией, готовы даже отказаться от самого решительного параграфа черновика резолюции, дающего право любой стране потребовать от Ирака силой оружия выполнения ооновских решений. Они, якобы, могут даже согласиться на двухступенчатый процесс: сначала резолюция, ужесточающая режим инспекций, а затем, предусматривающая наказание, хотя это то, чего американские дипломаты пытались избежать.

Тем временем, как говорят военные эксперты, у Соединенных Штатов остается совсем мало времени для дипломатических маневров и политических акций. Самое благоприятное время для ведения операции в Ираке – зима, то есть у Белого Дома на размышление остается два с небольшим месяца. И это будет трудное для президента время, тем более, что даже в США, как отметила сегодня в редакционной статье «НЙТ», кое-кто питает надежду на то, что Ирак можно разоружить и мирным путем.

XS
SM
MD
LG