Ссылки для упрощенного доступа

Роль НАТО в обеспечении безопасности в Ираке


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Мелани Бачина, Ян Рунов и Владимир Бабурин, который беседует с военным обозревателем Александром Гольцем.

Кирилл Кобрин: В Си-Айленде, штат Джорджия, сегодня завершается саммит "Большой Восьмерки". Действительно, эта встреча помогла преодолеть прежние разногласия по поводу политики в отношении Ирака. Ирак - тема, которая продолжает доминировать на этом саммите. Рассказывает Мелани Бачина:

Мелани Бачина: В среду в Си-Айленде президент Джордж Буш встречался с лидерами ряда стран Ближнего и Среднего Востока. В частности, в кулуарах саммита "Большой Восьмерки" состоялась встреча Джорджа Буша с недавно назначенным президентом Ирака Гази Аль-Явером. Американский президент сказал.

Джордж Буш: Для меня и присутствующих здесь членов администрации это особенный день, потому что полтора года назад я и предположить не мог, что буду сидеть рядом с президентом свободного Ирака.

Мелани Бачина: Глава иракского переходного правительства Айяд Алауи поблагодарил Соединенные Штаты и приветствовал принятие Советом Безопасности ООН резолюции о восстановлении суверенитета Ирака. Выступая в Багдаде, Алауи заявил.

Айяд Алауи: Оккупация станет частью истории после 30 июня, когда Ирак станет независимым государством и обретет полный суверенитет, сможет полноправно сотрудничать со всеми странами мира на основе уважения взаимных интересов.

Мелани Бачина: Джордж Буш заявил, что НАТО мог бы играть большую роль в Ираке после 30 июня. Рассказывает Ян Рунов:

Ян Рунов: Вдохновленный победой в Совете Безопасности ООН президент Буш заявил, что НАТО мог бы играть большую роль в Ираке после 30 июня. Это вызвало отрицательную реакцию Франции и Испании, которые не хотят посылать своих солдат в Ирак. Хотя Жак Ширак и говорит, что сейчас франко-американские отношения очень хорошие, он не считает, что НАТО следует вмешиваться в дела Ирака. Впрочем, президент Франции дал понять, что открыт для обсуждения вопроса, если иракское правительство попросит об этом. Испания заняла более непримиримую позицию. Скорее всего, вопрос о роли НАТО в Ираке будет обсуждаться в конце этого месяца на совещании стран НАТО в Стамбуле. Несмотря на некоторые разногласия, работа саммита в целом идет успешно. Омрачить настроение участников может угроза курдов выйти из временного правительства Ирака. Курды встревожены намечающимся этническим дисбалансом власти в правительстве.

Мелани Бачина: Опираясь на поддержку британского премьера Тони Блэра в вопросе о возможной роли НАТО в Ираке, Джордж Буш, в частности, сказал:

Джордж Буш: Мы полагаем, что союз НАТО должен играть более активную роль в Ираке. Мы и наши друзья и союзники по НАТО намерены по меньшей мере продолжать в Ираке то, что делали до сих пор и, возможно, несколько расширить сферу наших действий. Будут, конечно, ограничения, многие страны НАТО не могут послать в Ирак дополнительные войска, мы это очень хорошо понимаем.

Мелани Бачина: Франция, которая согласилась на новую резолюцию по Ираку, тем не менее, отказывается посылать свои войска в эту страну. Президент Франции Жак Ширак не поддерживает Вашингтон в вопросе о возможном участии сил НАТО в поддержании безопасности в Ираке.

Жак Ширак: Я не думаю, что это дело НАТО - вмешиваться в ситуацию в Ираке. Более того, мне не кажется, что это будет своевременно или правильно понято.

Мелани Бачина: В настоящее время в Ираке находятся войска 15-ти стран-членов НАТО. Как заявил премьер-министр Великобритании Тони Блэр, теперь их главной задачей является работа над вопросами обеспечения безопасности. Согласно новой резолюции ООН, силы коалиции будут находиться на территории Ирака по официальному запросу временного иракского правительства и под эгидой ООН. Формально срок истечения мандата ООН - конец 2005 года.

Кирилл Кобрин: О перспективах международных стабилизационных сил в Ираке и о возможности участия в них России Владимир Бабурин побеседовал с известным военным экспертом Александром Гольцем.

Владимир Бабурин: Как вы полагаете, после того, как была принята резолюция ООН по Ираку и главы восьми государств обсудили ситуацию в Ираке на встрече в Соединенных Штатах, может ли ситуация действительно серьезно измениться? Ведь помимо права голоса при обсуждении всех операций иностранных войск иракские власти после 30 июня получают право в любое время, как записано в резолюции, потребовать вывести из Ирака коалиционные силы. Можно ли себе представить такую ситуацию, чтобы новое иракское правительство предприняло такой шаг?

Александр Гольц: Насколько я понимаю, представители нового иракского руководства уже высказались. Они пока что не будут такой шаг предпринимать, и они согласны, что войска коалиции будут находиться на территории Ирака. И самое главное, следует иметь в виду, что даже самая хорошая резолюция, которая наделит ООН большими правами на территории Ирака, не решает базовой военной проблемы этой страны. Там идет полномасштабная партизанская война, и партизаны, как я понимаю, не видят большой разницы между новым иракским руководством, которое будет уже действовать самостоятельно, а не под эгидой оккупационной администрации, возглавляемой США, и нынешним положением дел. Они будут продолжать боевые действия. В результате надо понимать, что безопасность нового правительства Ирака будет целиком и полностью зависеть от действий сил коалиции. Поскольку пока что новая иракская армия не очень боеспособна и доверия ей большого нет.

Владимир Бабурин: Вы, вероятно, обратили внимание, что пару дней назад заявление сделал заместитель главы российского МИДа Юрий Федотов. Ему был задан вопрос: будет ли российский контингент в составе многонациональных сил в Ираке? И господин Федотов однозначно сказал, что Россия не собирается посылать в Ирак свои войска. С чего вдруг эта тема возникла, как вы полагаете?

Александр Гольц: Надо хорошо понимать, что Соединенные Штаты столкнулись с очень серьезной проблемой, им действительно не хватает, - а именно Соединенные Штаты, мы хорошо понимаем, вне зависимости от резолюции являются мотором коалиции, - Соединенным Штатам просто не хватает войск. И американцы всерьез рассчитывают, что другие страны, в частности, может быть, Индия, может быть, Пакистан, может быть, Иордания разместят на территории Ирака свои большие контингенты. В связи с этим, конечно, очень не против США и другие страны-участники коалиции были бы, если бы Россия вдруг приняла решение о размещении войск. На мой взгляд, нельзя не согласиться с этим мидовским чиновником, что этот вариант для сегодняшнего российского руководства исключен.

XS
SM
MD
LG