Ссылки для упрощенного доступа

Власть в Ираке официально передана временному иракскому правительству


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Валентинос Митте, с которым беседует Андрей Шарый.

Кирилл Кобрин: В Багдаде находится специальный корреспондент Радио Свобода Валентинос Митте. Мой коллега Андрей Шарый побеседовал с ним о том, что происходит в иракской столице в день возвращения суверенитета этой страны.

Валентинос Митте: Церемония произошла очень неожиданно. Мы ждали, что она произойдет 30-го, она произошла сегодня утром. Мы спрашивали аккредитацию, когда она будет, но они не говорили никаких фактов, это было неизвестно. И вдруг эта власть была передана иракскому правительству.

Андрей Шарый: Что говорят люди?

Валентинос Митте: Это было сделано правильно, потому что люди ожидали, что будут террористические атаки, что будет очень неспокойно. Ситуация накаливалась с каждым днем. Это было неожиданно и для тех, кто планировал эти акты, и, конечно, для журналистов.

Андрей Шарый: Чем был вызван такой поспешный отъезд из Багдада бывшего уже главы Багдада Пола Бремера?

Валентинос Митте: Насколько я понимаю, это произошло как бы натурально. Он раньше говорил, что оставит Багдада, когда власть будет передана иракскому правительству. Здесь никто не говорит, что это было как-то очень неожиданно. Но это было быстро, более символически. Я думаю, он улетел не из-за того, что он испугался, а это еще один символический акт, показывающий, что оккупация формально заканчивается, потому что Бремер все время был воплощением этой оккупации, он был символом оккупации.

Андрей Шарый: Как выглядит сейчас Багдад? Есть ли какая-то атмосфера праздника, атмосфера облегчения, может быть? Или напряженность чувствуется в городе?

Валентинос Митте: После передачи власти я не видел, чтобы люди танцевали, чтобы люди целовали друг друга. Но что чувствовалось - это напряжение. Теперь город пустой, потому что теперь самая горячая часть дня - более 40 градусов тепла. Здесь царит не то чтобы радость, царит облегчение, но это облегчение с настороженностью: люди боятся, что что-то произойдет. Есть облегчение, но страха больше.

Андрей Шарый: Что конкретно для людей означает вот этот переход власти? Как должна измениться жизнь в ближайшие дни? Это понимает кто-то?

Валентинос Митте: Этого, наверное, никто не понимает. Чего хотят люди? Самый главный вопрос, чтобы новая власть дала безопасность, чтобы было безопасно ходить по улицам, чтобы не боялись, что каждая вторая машина взорвется. Другая вещь - это электричество, потому что здесь очень тепло, нет электричества - не работают кондиционеры, спать и жить невозможно. Итак, люди хотят двух вещей: безопасности и экономического улучшения. И я уверен, что эта власть скоро этого не сможет дать. Безопасность не смогла дать самая мощная армия в мире, это армия Соединенных Штатов Америки, а иракская полиция и иракские вооруженные силы тем более не смогут этого дать. Есть надежда, что когда иракцы будут управлять безопасностью страны (у них все-таки и связей побольше), как-то улучшится, но это надежда, которая еще должна подтвердиться жизнью.

XS
SM
MD
LG