Ссылки для упрощенного доступа

Обыск в доме лидера Иракского национального конгресса Ахмада Чалаби


Программу ведет Андрей Шароградский. Над темой работал Кирилл Кобрин. Участвует корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.

Андрей Шароградский: В Ираке разгорается новый скандал, вызванный обыском в доме члена Правящего совета страны Ахмада Чалаби. Как стало известно, этот обыск может быть связан с расследованием громкого дела о злоупотреблениях сотрудников ООН, имевших отношение к программе "Нефть в обмен на продовольствие". Рассказывает Кирилл Кобрин:

Кирилл Кобрин: Американские власти отрицают свою причастность к обыску в доме Чалаби и называют его "чисто иракским делом", несмотря на то, что - хотя и был проведен местными полицейскими - но в присутствии американских военных. Министр обороны США Дональд Рамсфелд сказал в Вашингтоне:

Дональд Рамсфелд: Я определенно не был поставлен в известность о том, что готовится такого рода операция. Как я понимаю, этим занимались сами иракцы, и о причинах всего этого надо осведомляться у иракского руководства.

Кирилл Кобрин: В самих США бывший глава Федеральной резервной системы Пол Волкер, которому поручено изучить материалы, касающиеся программы "Нефть в обмен на продовольствие", выразил опасения, что - для выяснения истинных обстоятельств и виновников злоупотреблений - ему может не хватить информации. Репортаж нашего корреспондента в Вашингтоне Владимира Абаринова.

Владимир Абаринов: Программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" была введена в действие с тем, чтобы избавить от лишений простых иракцев в условиях экономических санкций. Саддам Хусейн получил возможность экспортировать нефть, а на вырученные средства закупать продовольствие и другие товары первой необходимости. Но Саддам распорядился программой по-своему: он продавал нефть доверенным компаниям по цене ниже рыночной, а разницу Ирак и компания-реэкспортер делили между собой. Об этой схеме знали должностные лица секретариата ООН, которые категорически отрицают свое участие в незаконных сделках. Для выяснения истины генеральный секретарь ООН был вынужден назначить независимое расследование. Его проводит бывший председатель Федеральной резервной системы США Пол Волкер. В четверг он созвал свою первую пресс-конференцию. По словам Волкера, в настоящее время идут переговоры о доступе сотрудников его комиссии к материалам иракского министерства нефти.

Пол Волкер: Я знаю, что в Багдаде идет настоящая война за этими документами. Они интересуют не только нас, но и множество других людей с различной мотивацией. Наша главная забота состоит в том, чтобы не допустить распыления материалов. Нет ничего опаснее, чем получить фрагменты информации, пусть даже большие фрагменты - их нельзя будет поместить в контекст и корректно интерпретировать.

Владимир Абаринов: Ранее в тот же день в Багдаде действительно имели место драматические события, связанные с расследованием. Иракская полиция провела обыск в доме члена Правящего совета Ирака, лидера партии Иракский национальный конгресс Ахмада Чалаби и, невзирая на протесты хозяина, изъяла документацию и компьютеры. Помощники Чалаби утверждают, что вторжение было проведено при поддержке американских военных. Однако, представитель временной гражданской администрации Дэн Синор эти сведения опроверг.

Дэн Синор: Насколько мне известно, а я наводил справки сегодня, господин Чалаби не является фигурантом какого-либо расследования. Не думаю, что ведется какое-либо расследование в отношении Иракского национального конгресса. Возможно, речь идет об отдельных лицах, работающих там. За подробностями следует обратиться к судье и иракской полиции. Мы не имеем никакого отношения к расследованию или арестам.

Владимир Абаринов: Однако, сам Ахмад Чалаби, который проводит собственное расследование злоупотреблений в рамках программы "Нефть за продовольствие", указал на прямую связь между этим расследованием и обыском. Помимо ООН, свое расследование программы проводит Конгресс США, а также иракская независимая аудиторская комиссия.

Кирилл Кобрин: Сам Чалаби также связывает обыск в своем доме со скандалом вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие". Известно, что по его распоряжению в Ираке было начато соответствующее расследование. Чалаби заявил:

Ахмад Чалаби: Я начал расследование выполнения программы "Нефть в обмен на продовольствие", и это расследование ставит под сомнение честность действий ООН в нашей стране. Им это не понравилось.

Кирилл Кобрин: Однако, американское командование в Ираке отрицает и связь обыска в доме члена Правящего совета страны с расследованием скандала в ООН. Представитель коалиции Дэн Синор заявил:

Дэн Синор: Так как реализация программы "Нефть в обмен на продовольствие" ставится под сомнение, то соответствующее расследование проводится совершенно отдельно и не имеет никакого отношения к тому, что произошло сегодня. Это расследование ведет Иракский Высший счетный комитет, который является независимым органом, состоящим из профессионалов, не имеющих отношения к политике

Кирилл Кобрин: Надо сказать, что противоречия между властями США и Ахмадом Чалаби зрели уже давно. Дело в том, как считают эксперты, что именно Чалаби был "источником" не подтвердившихся позднее сведений о наличии у режима Саддама Хусейна оружия массового поражения. Недавно на это косвенно указал госсекретарь США Колин Пауэлл, говоря о своем докладе годичной давности в ООН, посвященном этому оружию:

Колин Пауэлл: В то время, когда я делал этот доклад, он отражал наше общее мнение, весомое мнение разведывательного сообщества. Но оказалось, что наши источники ошибались и, в некоторых случаях, сознательно вводили нас в заблуждение. Из-за этого я разочарован и сожалею.

Кирилл Кобрин: Известно, что эмигрантский Иракский национальный конгресс, возглавляемый Чалаби, поставлял сведения американской разведке перед началом операции по свержению Саддама Хусейна. После окончания активных боевых действий США и их союзники сначала поддерживали эту организацию и даже финансировали ее. Однако во вторник администрация президента Буша заявила, что прекращает давать деньги Конгрессу. Эта сумма составляла 335 тысяч долларов в месяц. Сам Чалаби тоже признает, что его отношения с коалицией ухудшились:

Ахмад Чалаби: У меня сейчас нет никаких отношений с временной международной администрацией Ирака. Что же до моих отношений с Правящим советом Ирака, то это мои коллеги, все они большие патриоты, и я работал вместе с ними десятки лет для свержения режима Саддама Хусейна. Мы победили, мы в Багдаде и мы надеемся привести Ирак к суверенитету и независимости

Кирилл Кобрин: При этом он по-прежнему считает себя главным союзником США в Ираке:

Ахмад Чалаби: Я - лучший друг Америки в Ираке. Если американо-британская администрация в Ираке сочла необходимым совершить вооруженное нападение на мой дом, это говорит о том, как она относится к иракскому народу

Кирилл Кобрин: Эксперты считают, однако, что Чалаби, понимая, что доверие коалиции к нему падает, стал рассматривать и иные варианты своего политического будущего – с опорой на уже совсем иные силы. Говорит Марина Оттэвэй, один из ведущих экспертов Фонда Карнеги:

Марина Оттэвэй: Чалаби занял сильные позиции. И в последние месяцы у него возникли подозрения, что США хотят контролировать его. И в этот момент Чалаби стал пытаться разыгрывать другие карты. Он попытался вступить в тесный контакт с Ас-Систани и даже - согласно некоторым сообщениям - он совершил несколько поездок в Иран

Кирилл Кобрин: Ахмаду Чалаби 59 лет. Он родился в семье богатого банкира, покинул Ирак в 1956-м году, жил в Великобритании и США, в середине 90-х вернулся в северные районы Ирака и попытался поднять там восстание курдов. Основал в эмиграции в 1992-м году Иракский национальный конгресс. Предприятие это провалилось, и Чалаби бежал из страны, вернулся в Ирак после свержения режима Саддама Хусейна.

XS
SM
MD
LG