Ссылки для упрощенного доступа

Колин Пауэлл уверен, что новое правительство Ирака выплатит России долги Саддама Хусейна


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Виталий Портников, Ян Рунов, Мелани Бачина беседует с профессором, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института США и Канады Юрием Давыдовым и заместителем председателя научного совета московского Центра Карнеги Николаем Петровым.

Андрей Шарый: Государственный секретарь Колин Пауэлл завершил визит в Москву, который многие наблюдатели считают важным начальным этапом стабилизации российско-американского диалога после разногласий по иракскому вопросу. Главный итог переговоров – готовность к сотрудничеству в решении многих существующих проблем. Накануне отъезда Колин Пауэлл выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Виталий Портников: "Сейчас, в конце моей активной карьеры, я с большой радостью вижу, что Россия и США - опять друзья, опять партнеры, как после окончания Второй мировой войны, и они работают вместе. Мы действительно являемся партнерами, мы привержены демократии, у нас бывают иногда различия во взглядах, но мы будем обсуждать эти разногласия", - отметил госсекретарь США Колин Пауэлл в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Свои переговоры с президентом Владимиром Путиным и другими российскими руководителями Колин Пауэлл называет успешными, несмотря на то, что по вопросу принятия новой резолюции по Ираку все же имелись расхождения во взглядах:

Колин Пауэлл: Хотя между нами были разногласия по вопросу войны в Ираке, мы работаем над тем, чтобы договориться о новой резолюции Совета Безопасности ООН. Это нас объединяет. Мы пытаемся провести новую резолюцию, чтобы помочь иракскому народу строить новую жизнь.

Виталий Портников: При этом в ходе переговоров с Владимиром Путиным не шла речь о вето, которое Россия могла бы наложить на новую резолюцию по Ираку. "Нам не нужно было об этом говорить, мы работаем с российской стороной, чтобы удовлетворить те соображения, которые у нее имеются", - подчеркнул госсекретарь США, хотя он продолжает настаивать на необходимости принятия новой резолюции Совета Безопасности:

Колин Пауэлл: Возможно, есть и другие варианты снятия санкций с Ирака, но, наверное, самым удобным способом было бы сделать так, чтобы санкции были сняты международным сообществом с помощью новой резолюции ООН.

Виталий Портников: Колин Пауэлл также подчеркнул, что новое правительство Ирака, по его мнению, будет учитывать факт задолженности Ирака перед Россией. "Я не сомневаюсь, что новое иракское правительство полностью примет к сведению свои обязательства по отношению к Российской Федерации. По мере того, как мы будем решать этот вопрос, мы попытаемся найти способы наилучшего решения проблемы. Возможно, надо будет увеличить срок погашения долга, возможно - перефинансировать его, или что-то еще.

Еще одна страна, о которой говорили на встрече Колина Пауэлла с журналистами в эфире радиостанции "Эхо Москвы" – это Иран. Однако, по словам государственного секретаря США, его страна не собирается вторгаться в Иран: "В данный момент этот вопрос не стоит в повестке вооруженных сил США. Ни США, ни Россия не хотели бы видеть такой программы в Иране, которая привела бы к разработке ядерного оружия, и США будут работать с международным сообществом, чтобы убедить Иран в том, что ему не нужно больше идти по этому пути. Нам в этой части мира не нужно оружия массового уничтожения, особенно - ядерного", - подчеркнул руководитель американского внешнеполитического ведомства в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Госсекретарь США завершил свой визит в российскую столицу и отбыл в Софию.

Андрей Шарый: Целью визита госсекретаря Пауэлла в Москву, как это видится в Америке, было - заручиться поддержкой России в вопросе о снятии санкций ООН с Ирака и наладить с российским руководством отношения, в которых наступило охлаждение во время дебатов в Совете Безопасности по поводу применения военной силы в Ираке. Улучшение отношений зависит от того, как будут решены вопросы об иракской нефти, о роли ООН в Ираке, и о российско-иранском ядерном сотрудничестве, которое очень беспокоит Вашингтон.

Ян Рунов: Вот как оценивает американо-российские отношения президент Совета по иностранным делам в Балтиморе, штат Мэриленд, Фрэнк Берд:

Фрэнк Берд: В дальней перспективе фундаментальные интересы США и России во многом совпадают. Оба государства глубоко заинтересованы в стабильности на нашей планете, в балансе сил между ними, ни одна из сторон не хочет возвращения к конфронтации времен Холодной войны. И Америка, и Россия равно заинтересованы в уничтожении терроризма (вспомните о почти одновременных терактах в Эр-Рияде и в Чечне) и в обуздании экстремизма, который угрожает любому цивилизованному обществу. Отсюда проистекают и общие интересы в том, что касается нераспространения ядерного оружия, решения северокорейского кризиса и ближневосточной проблемы. Свидетельством понимания общих интересов явилась ратификация Думой Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Так что есть немало причин, по которым США и России следует держаться вместе. Но если говорить о недавнем прошлом и о ближайшем будущем, то у наших стран есть и серьезные разногласия. Мы по-разному оценивали ситуацию в Югославии и по-разному относились к опасности, исходившей от Ирака. С нашей точки зрения Саддам Хусейн представлял серьезную угрозу для всего Ближнего Востока, и для ликвидации угрозы требовались самые радикальные меры. Россия, исходя из собственных, не столько политических, сколько экономических интересов, оказалась в числе наших оппонентов. Для нас не было сюрпризом, что в Москве думают иначе, чем в Вашингтоне. Мы с пониманием и уважением отнеслись к позиции России. Именно поэтому Колин Пауэлл приехал в Москву. И именно поэтому президент Буш приедет в Санкт-Петербург. Почва для встречи Буша и Путина подготовлена во время визита Госсекретаря США. Это - один из итогов пребывания Колина Пауэлла в Москве.

В то же время, несмотря на дипломатические улыбки и рукопожатия, госсекретарю, видимо, не удалось добиться от российского руководства безоговорочной поддержки проекта резолюции об отмене санкций ООН против Ирака, остались нерешенными вопросы о роли ООН в Ираке и об иракской нефти. Но климат для продолжения переговоров стал явно теплее. Если положить на одну чашу весов общность интересов, а на другую их противоположность, то первая, безусловно, перевесит. Я с оптимизмом смотрю на перспективу наших двусторонних отношений, потому что верю: фундаментальная общность интересов будет доминировать.

Андрей Шарый: Итоги визита в Россию главы американского внешнеполитического ведомства Мелани Бачина попросила подвести двух российских внешнеполитических экспертов, один из них – это профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады Юрий Давыдов, второй – заместитель председателя научного совета московского Центра Карнеги Николай Петров.

Мелани Бачина: О визите Пауэлла говорили, что он приехал с явно примирительным портфелем. Считаете ли вы, что в ходе этого визита удалось загладить разногласия, возникшие между Россией и США во время иракской войны?

Юрий Давыдов: Я думаю, что не все разногласия были решены в ходе диалога между Пауэллом и Путиным, но самое главное, что здесь определенные подвижки есть, и они были сделаны с обеих сторон. Очень важно, что обе стороны, видимо, понимают, что то что их объединяет, гораздо важнее чем то, что их разъединяет. И для позиции России очень важно то, что она проявляет на данном этапе очень конструктивный подход. Ведь прежде российская позиция по международным вопросам и в диалоге с ее оппонентами всегда исходила из того, что наш оппонент не прав, а мы правы, и задача диалога - изменить мнение своего оппонента. Сейчас Россию очень далеко отходит от этой практики, которая не сулит каких-то результатов. Мы не стремимся переубедить нашего партнера, а мы стремимся найти какие-то точки схождения, мы стремимся найти какой-то компромисс. Мне кажется, во время этой встречи это было главным. Конечно, нельзя после какого-то долгого периода разногласий ожидать, что они будут разрешены в один момент, но то, что наметилось в Совете Безопасности и по обустройству Ирака и по Ирану. Здесь какие-то подвижки есть, во всяком случае, диалог начат, и он будет конструктивно продолжен.

Николай Петров: Я во многом хотел бы согласиться с Юрием Павловичем, хотел бы только подчеркнуть, что мы ведь с Соединенными Штатами находимся в очень неравном положении и отсюда трудно было бы ожидать, что компромисс, который в целом выгоден обеим сторонам, это некое среднеарифметическое между нашими позициями. То, что мы видели сейчас и то, что, очевидно, мы увидим чуть позже во время саммита наших президентов, – это в значительной степени компромисс, достигаемый на основе американской позиции с какими-то небольшими ее поправками. И, конечно, можно приветствовать то, что на смену достаточно жесткой конфронтации приходит демонстрация согласия по каким-то базовым вопросам. Но надо отдавать себе отчет в том, что ресурсы, сила позиции нашей страны они несоизмеримо меньше, чем сила позиции соединенных Штатов.

Мелани Бачина: Николай Владимирович, в общей сложности разным странам Ирак должен, по оценкам США, от ста до 120 миллиардов долларов и из них восемь миллиардов России. Как вы оцениваете заявление Госсекретаря Пауэлла о том, что иракское правительство рассчитается с Россией по долгам?

Николай Петров: Я бы не сказал, что это было бы каким-то жестким и конкретным обещанием. Много раз Соединенные Штаты подчеркивали, что они не вправе давать какие-то гарантии по позиции иракского правительства. Хотя понятно, что новое иракское правительство в очень серьезной степени зависит от позиции Соединенных Штатов. Мне кажется, что финансовые, экономические возможности связаны в очень далекой перспективе выплаты этого реструктурированного долга, они совсем не столь значимы, сколь политические факторы, которые сейчас принимаются во внимание. Иными словами, мне кажется, что в лучшем случае может идти речь о том, что будет достигнута договоренность о частичном списании, частичной реструктуризации этого долга, а реально получит эти деньги, если и можно будет, то в очень нескорой перспективе.

Мелани Бачина: Юрий Павлович, скажите, довольно щекотливой темой в ходе переговоров госсекретаря Пауэлла с Путиным и Ивановым многие российские эксперты называли снятие санкций с Ирака. На ваш взгляд, удастся все-таки выйти на взаимоприемлемые договоренности, ведь у России есть конкретные возражения по этому поводу.

Юрий Давыдов: Я думаю, конечно, удастся решить в конечном счете и эту проблему. Мне кажется, она в настоящий момент не является наиболее важной или самой главной, это одна из рабочих проблем, которые существуют в том числе и в отношениях двух стран. Действительно, наша позиция, во всяком случае на данном этапе, она отличается от американской, она где-то исходит из того, что было сделано и о чем говорилось задолго до войны. Сейчас война закончена, сейчас нужно говорить о том, что делать в Ираке после того, как свергнут Саддам Хусейн. И в этом плане возвращаться к каким-то старым решениям, мне кажется, это было бы не очень правильным. Не очень конструктивным. Надо дать возможность и время поработать для того, чтобы эти все разногласия разрешить. Но самое главное, что эти разногласия не отравляют наши отношения, в том числе и по этому вопросу. Самое главное, что мы начинает понимать, что оппозиционное мнение, другое мнение является нормальным диалогом между двумя странами.

Мелани Бачина: И все-таки вопросы о роли ООН в Ираке, вопросы, касающиеся снятия санкций с Ирака до сих пор не решены, идет обсуждение. Николай Владимирович, вы как считаете, удастся придти к какой-то договоренности России и США в этом вопросе?

Николай Петров: Считаю, что безусловно удастся. Хотя, хотел бы подчеркнуть, что та договоренность, к которой стороны придут в результате, это будет в лучшем случае несколько модифицированная позиция американской стороны, то есть слегка отредактированная по сравнению с тем проектом резолюции, который сейчас рассматривается советом Безопасности ООН.

XS
SM
MD
LG