Ссылки для упрощенного доступа

Как и почему в Ираке берут в заложники журналистов?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Дмитрий Савицкий, Мелани Бачина беседует с обозревателем чешского телевидения Либором Дворжаком, Андрей Шароградский беседует с побывавшим недавно в Ираке журналистом Радио Свобода/Свободная Европа Валентинасом Мите.

Андрей Шарый: В иракском городе Эль-Фаллуджа, где силам коалиции противостоят отряды мусульман-суннитов, еще на двое суток продлено перемирие. В окрестностях Эн-Неджефа, который контролируют боевики радикального шиитского лидера Моктады ас-Садра, около двух с половиной тысяч американских военнослужащих ждут приказа о наступлении. Ас-Садр заявил, что не намерен складывать оружие.

Моктада ас-Садр: Я боюсь только Бога - это первое, и я готов пролить кровь за мою страну. Второе: я призываю иракский народ - пусть моя смерть не станет концом их борьбы за независимость.

Андрей Шарый: Глава Европейской комиссии Романо Проди призывал ООН и арабские страны вмешаться в иракский конфликт. Выступая в Пекине в ходе визита в Китай, Проди заявил, что ситуация в Ираке не может быть хуже, чем она есть сейчас. В разных районах Ирака экстремисты продолжают удерживать в заложниках около сорока иностранных граждан, и четверо из них - итальянцы. Об этом сообщило Министерство иностранных дел этой страны. Видеозапись, на которой, вероятно, были эти заложники, показал телеканал "Аль-Джазира". По-прежнему неизвестна судьба трех чешских журналистов, пропавших в районе Эль-Фаллуджи, нет сведений и о захваченных на прошлой неделе троих японцах. Представитель командования сил коалиции Дэн Синор в этой связи заявил следующее:

Дэн Синор: В общей сложности захвачены примерно 40 заложников из 12 стран. Силы коалиции, ФБР и иракские службы безопасности совместно ведут поиск заложников и их похитителей. К этой работе привлечены и другие службы и ведомства разных стран. Мы не собираемся вести переговоры с террористами и похитителями. В интересах каждого, чтобы заложники обрели свободу как можно скорее.

Андрей Шарый: Сейчас подробнее о судьбе наших коллег из Чехии и Франции. В Ираке ведутся поиски трех чешских журналистов, которые были похищены, судя по всему, 11 апреля утром неизвестными примерно в 30 километрах севернее от Багдада. Это директор службы зарубежного вещания общественного чешского телевидения Михал Кубал и его оператор Петр Клима. До сих пор местонахождение наших коллег остается неизвестным. В минувшее воскресенье была также потеряна связь с корреспондентом чешского радио Витеком Поганкой. В чешском посольстве в Ираке не исключают, что он был захвачен вместе с тележурналистами. С обозревателем чешского телевидения Либором Дворжаком беседовала Мелани Бачина.

Мелани Бачина: Либор, скажите, правительство Чешской Республики располагает на сегодня какой-то информацией о судьбе трех похищенных чешских журналистов в Ираке?

Либор Дворжак: Вы знаете, правительство относится к журналистам в этом отношении довольно осторожно, что вполне понятно. Я думаю, что самая внятная информация на этот час у министра культуры и информации иракского временного правительства. По-моему, насколько я понял, от него идет вся информация, как для чешских СМИ, так и для чешского правительства, особенно для чешского МИДа.

Мелани Бачина: Что сообщают чешские средства массовой информации об этих трех журналистах?

Либор Дворжак: Вы знаете, очень интересно то, что они ехали в Иорданию, в Амман, их поймали на обратном пути в Европу. В принципе, это единственный возможный путь, в обход Фаллуджи, который американскими властями сейчас закрыт. Насколько я знаю, я говорил с Михалом Кубалом приблизительно неделю или десять дней тому назад, он мне сказал, что хочет возвращаться в этот вторник, вернуться в Прагу. По всей видимости, у них ничего не выйдет, потому что именно дорога, по которой они отправились, очень опасна. То есть там не стреляют, но знали, что там акции происходят. Не знаю, почему ребята все же решили рискнуть и поехать, и они попались, насколько вы знаете, в воскресенье в 8.20 утра. Я сегодня слышал очень интересное интервью по пражскому радио с господином Шивиком, это фотокорреспондент военный, самый, наверное, известный в Чехии, он сказал, что вообще в этом году не поехал в Ирак, потому что считает, что в этом году гораздо опаснее, чем было в прошлом году, когда вся эта акция коалиции противосаддамовской начиналась.

Мелани Бачина: Либор, вы знакомы с Михалом, это известный чешский военный корреспондент, вы могли бы поподробнее рассказать об этих людях, об этих трех журналистах?

Либор Дворжак: Для меня самое главное, что эти люди очень опытные. Михал работает на чешском телевидении 10 или 11 лет, он прошел буквально все, он побывал на нескольких войнах, скажем, в особенности на территории бывшей Югославии, потом был в Афганистане два или три года назад, и в прошлом году прошел всю кампанию в Ираке. То же самое касается оператора Петра Климы, с которым я ездил пять лет назад, когда началась бомбардировка Югославии. Мы тогда тоже попали в плен к югославской армии в Черногории, но, к нашему счастью, нас отпустили через три или четыре часа. То же касается и Витека Поганки, который тоже работал на чешском телевидении, сейчас он сотрудничает с радио. Все трое - очень опытные журналисты. Но, по всей видимости, они все же допустили ошибку. Хотя тот же Хонза Рыбарж из "Млада фронта днес", он по той же дороге днем, только днем раньше, проскочил без каких-либо приключений. Они просто попались. Такое бывает у военных корреспондентов, ничего не поделаешь.

Мелани Бачина: Скажите, а как давно они находятся в Ираке?

Либор Дворжак: Вы знаете, они, по всей видимости, две недели, может быть, три недели в Ираке находятся. Они поехали, чтобы запечатлеть акции, которые будут происходить в день первой годовщины падения Багдада. Когда происходило шиитское восстание, когда все эти вещи появились, они решили остаться подольше. Это, по всей видимости, решало их судьбу последних дней. Но, с другой стороны, надо сказать, что по информации, которой располагаем на этот час, очень может быть, что их сегодня отпустят.

Андрей Шарый: В среду вечером получено сообщение о том, что в Ираке освобожден французский журналист Александр Жорданов, захваченный в заложники три дня назад. Об этом сообщили французские дипломаты и средства массовой информации. Жорданов - 40-летний репортер информационного агентства "Капа", снимавший по заказу частного телеканала "ТВ-Плюс". Правительство Франции рекомендует своим гражданам немедленно покинуть Ирак и воздержаться от поездок в эту страну. Рассказывает Дмитрий Савицкий:

Дмитрий Савицкий: Александр Жорданов снимал телерепортаж о боевых действиях для частного канала "Плюс". Вместе с ним был похищен и телеоператор "Капа" Иван Серье, который позже был освобожден. Оба журналиста, оставив машину, снимали атаку иракцев на американский транспортный конвой. Когда началась перестрелка, журналисты попытались укрыться от огня, и Иван Серье попал в руки вооруженных суннитов, которые незаметно, меняя места, отвели его в помещение для допроса. Французский телеоператор во время перестрелки потерял сумку с документами, и ему пришлось доказывать, что он французский журналист. Ему повезло: его отпустили в 5 утра и опять же незаметно переправили в Багдад. Иван Серье и агентство "Капа" сообщают, что им неизвестно, был ли Александр Жорданов захвачен той же группой суннитов. Всего в Ираке работает 6 съемочных групп агентства "Капа". Канал "Плюс" требует немедленного освобождения французского журналиста.

Андрей Шарый: Специальный корреспондент Радио Свобода/Свободная Европа в Ираке Валентинас Мите отмечает, что применение шиитами тактики захвата заложников не является неожиданным, подобное уже не раз происходило разных странах. Валентинас побывал в Ираке несколько месяцев назад. С ним беседовал Андрей Шароградский:

Андрей Шароградский: Валентинас, я не сомневаюсь, что работая в Ираке, вы отчетливо сознавали, что подвергаете свою жизнь опасности. Опасались ли вы, что вас могут похитить?

Валентинас Мите: Немножко опасался. Не всегда думаешь, что тебя могут похитить, тебя могут убить, ты просто работаешь и все. Когда я был в Ираке, похищения гражданских людей происходили очень редко, хотя и тогда португальские журналисты были похищены, были похищены и другие люди. Бывали нападения по дороге из Аммана в Багдад. Ты работаешь, у тебя нет времени бояться.

Андрей Шароградский: Какие-то меры предосторожности вы предпринимали?

Валентинас Мите: Примитивные меры предосторожности, которые уже тогда предпринимали и дипломаты, которые работали в Ираке. Я ехал из Аммана в Багдад в очень простой машине, старая, 15-летний "Опель". На эту машину не обращали никакого внимания. Многие дипломаты иорданские, других арабских стран ездили по Багдаду в таких же старых, поломанных машинах, без охраны, и тогда никто не нападает. А когда едешь на большом новом бронированном джипе, конечно, тогда обращают внимание.

Андрей Шароградский: То есть главная предосторожность была - не привлекать к себе внимание?

Валентинас Мите: Да, не привлекать к себе внимание. Это помогает, когда они не видят твоего лица. Потому что европейское лицо от арабского лица очень отличается.

Андрей Шароградский: А менялось ли как-то отношение местного населения к иностранцам вообще и к журналистам в частности, в то время, когда вы были в Ираке?

Валентинас Мите: Вообще-то настроение было нормальное. Я не встречался ни с какими опасностями из-за того, что я был журналистом. Был только один неприятный случай в Эн-Неджефе, наверное, я там слишком много фотографировал. Но нам пришлось почти удрать из Неджефа, потому что я видел, что люди кругом были очень недовольны: "Что они делают, что они осматривают, что еще фотографируют". Мы уехали.

Андрей Шароградский: А для вас было неожиданным, что в последнее время в Ираке стала применяться тактика захвата заложников?

Валентинас Мите: Это не было неожиданностью, журналисты всегда этого боялись. Это шиитское ведение войны. В Иране во время революции были захвачены американцы заложниками, в Ливане тоже захватывали журналистов, и не журналистов заложниками, хотя ислам это запрещает. Это преследует ясные политические цели - изолировать Соединенные Штаты. Они делают все, что они могут, чтобы достичь этой цели.

XS
SM
MD
LG