Ссылки для упрощенного доступа

Совет Безопасности ООН вновь обсуждает иракскую проблему


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Жигалкин и Михаил Саленков.

Андрей Шарый: Руководители международной комиссии по разоружению Ирака Ханс Бликс и Мохамед Барадей выступили сегодня в Совете Безопасности со своей оценкой хода выполнения Ираком своих обязательств перед Организацией Объединенных Наций. В эти часы продолжается заседание Совета Безопасности, члены Совета Безопасности высказывают свои точки зрения по иракской проблеме. Ирак начал разоружаться, но делает это неохотно, – заявили Ханс Бликс и Мохаммед Барадей, но у каждого из министров иностранных дел стран -членов Совета Безопасности свой взгляд на эту проблему. За ходом дискуссии в Совете Безопасности следит наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: Сюрпризов не произошло. В своем третьем за три последних месяца выступлении перед Советом Безопасности глава международной комиссии Ханс Бликс так прямо и не ответил на вопрос, выполняет ли Ирак обязательства. Возложенные на него резолюцией ООН 1441, резолюцией, принятой в ноябре. Напомню, что в том единогласно принятом документе было принято одно важное требование к Багдаду – от него требовалось доказать безоговорочную готовность к разоружению, представив в короткое время всю документацию о подпольных военных программах, ответив на все вопросы инспекторов, но, самое главное, убедив и инспекторов, и мир в том, что Багдад искренне отказался от идеи обладания оружия массового поражения. В своем первом выступлении перед Советом Безопасности два месяца назад Ханс Бликс произвел сенсацию, почти прямо провозгласив, что Ирак, выказывая формальную готовность к сотрудничеству, продолжает упорствовать, когда дело доходит до ответов на серьезные вопросы. Однако в пятницу Бликс прибег к своему традиционному дипломатическому стилю, представив Совету Безопасности и факты, свидетельствующие о сотрудничестве Ирака с международной комиссией, и свидетельства того, что Багдад продолжает попытки манипулировать инспекторами. Например, Ханс Бликс приветствовал начало уничтожения иракцами своих ракет, созданных вопреки требованиям резолюции ООН, или согласие иракцев на требование проведения собеседования с иракскими учеными. Но при этом Блакс заявил, что все-таки нет уверенности, что эти собеседования пройдут без вмешательства со стороны официального Багдада или о том, что он не уверен, продолжат ли иракцы уничтожение своих ракет. Бликс сказал, что иракцы вроде бы готовы дать документацию относительно сотен тонн культур сибирской язвы и неравно-паралитического газа, которые бесследно исчезли из иракского арсенала несколько лет назад, но неизвестно за какое количество исчезнувших ядов иракцы готовы отчитаться. Лучше всего отношение Бликса к иракской проблеме можно проиллюстрировать его собственным ответом на вопрос, который он сам себе поставил во время выступления в Совете Безопасности.

Ханс Бликс: Как можно ответить на вопрос, готов ли Ирак безоговорочно сотрудничать с комиссией, как того требует резолюция 1441? Я бы ответил на этот вопрос так: иракская сторона в некоторых случаях пыталась поставить предварительные условия инспекторам, однако она не упорствовала в своих требованиях. Ирак сейчас проявляется сотрудничество в надежде разрешить некоторые из основных вопросов разоружения, но эти действия не были предприняты безотлагательно, согласно требованиям резолюции, они не затрагивают всех вопросов, поднятых комиссией. Но, тем не менее, мы их приветствуем в надежде на то, что нам удастся разрешить все проблемы, остающиеся пока неразрешенными.

Юрий Жигалкин: Как мы все понимаем, такие выводы главы комиссии, разоружающей Ирак, наверняка дадут замечательный аргументы и сторонникам. И противникам конфликта с Ираком.

Андрей Шарый: Юрий, я следил до начала программы за выступлениями в Совете Безопасности ООН и слушал выступления министров безопасности Сирии, Мексики, непостоянных членов Совета Безопасности, они в основном выражают свое раздражение свое разочарование тем, что нет единства в среде постоянных участников Совета Безопасности, говорят о том, что раскол среди великих держав. Как вы полагаете, могут как-то измениться позиции России, США, Великобритании в ходе сегодняшнего заседания или надеяться на это не стоит?

Юрий Жигалкин: Ответа на этот вопрос дать, видимо, нельзя, потому что, судя по вчерашнему выступлению президента Буша, Соединенные Штаты окончательно решили начать конфликт с Ираком, если Ирак, естественно, в последний момент не докажет, что он готов однозначно разоружиться, а это вряд ли произойдет. В том, что касается мнения Совета Безопасности ООН, то, насколько известно, за кулисами того, что мы наблюдаем, Соединенные Штаты продолжают, если можно так выразиться, судорожно или, лучше скажем, энергично искать общую почву с остальными членами Совета Безопасности. Как раз сегодня американские средства информации широко распространили заявления заместителя министра иностранных дел России Мамедова, которое было прочитано в Соединенных Штатах как выражение готовности России поддержать позицию Соединенных Штатов по Ираку. Так что интерес у Соединенных Штатов к выстраиванию какой-то совместной линии в Совете Безопасности остается, потому что Вашингтон хотел бы, чтобы Объединенные Нации продолжали заниматься иракским кризисом, он хотел бы, чтобы Совет Безопасности оставался решающим органом в определении судьбы мира, но, тем не менее, Вашингтон, как вчера заявил президент Буш готов действовать в одиночку или со своими союзниками при решении вопроса о том, как ограничить иракскую угрозу.

Андрей Шарый: В аэропорту "Домодедово" совершил посадку самолет из Багдада, на котором вернулись домой российские специалисты, работавшие в Ираке. В аэропорту работает корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков. Михаил, действительно ли совершил посадку самолет? Кто на нем прилетел домой и кто встречает пассажиров?

Михаил Саленков: Действительно самолет приземлился в московском аэропорту "Домодедово" в 19 часов по московскому времени. На борту самолета российские специалисты, которые прилетели из Багдада, они работают на разных объектах в Ираке, не только в Багдаде. В основном это мужчины, насколько я видел, ни одной женщины на самолете не было, по крайней мере из выходящих. Это уже второй самолет МЧС, который прилетел из Багдада, вчера был первый. Среди прилетевших на этом самолете трудно сказать, только ли россияне или нет, поскольку на первом самолете прилетели и граждане Украины, Белоруссии и Таджикистана. В Министерстве иностранных дел России вот этот вывоз российских граждан называют сокращением русской колонии в стране, на самом деле люди, с которыми мне удалось пообщаться, которые выходили из терминала, они говорят, что еще за неделю они знали, что будет эвакуация, и ни о каком сокращении русской колонии они не слышали.

Андрей Шарый: Скажите, Михаил, это последний самолет МЧС, который привез российских граждан на родину или ожидаются новые самолеты?

Михаил Саленков: Дело в том, что эти первые два самолета привезли только 300 человек из Ирака, вообще Министерство по чрезвычайным ситуациям запланировало пять рейсов, которые будут летать до 9-10-го марта. По некоторым данным, в Ираке остается еще несколько сотен российских специалистов, и еще три-четыре дня за ними будет летать самолет МЧС. Вообще Россия, по некоторым данным, это самая последняя страна, которая вывозит своих граждан из Ирака, остальные государства сделали это еще неделю, и то и две назад.

XS
SM
MD
LG