Ссылки для упрощенного доступа

Кандидаты на пост президента Ирака после свержения Саддама Хусейна


Ведет программу Петр Вайль. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Виктория Мунблит и Юрий Жигалкин.

Петр Вайль: Средства массовой информации Израиля уже назвали имя того, кто возглавит временное правительство Ирака после возможного свержения нынешнего иракского лидера Садама Хусейна. Однако многие израильские обозреватели считают кандидатуру Ахмеда Чалаби не вполне удачной.

Виктория Мунблит: В израильских средствах массовой информации уже прозвучало имя будущего иракского лидера, того, кто, по мнению США, должен возглавить страну после свержения Саддама Хусейна и до новых выборов, того, кто должен за собой вести Ирак в самый сложный переходный период. Его зовут Ахмед Чалаби, ему 58 лет, лидер так называемого Национального Иракского конгресса, организации, оппозиционной режиму Саддама и объединяющей иракских политэмигрантов. Покинул Ирак в 11-летнем возрасте, образование получил в Великобритании, где закончил Дондонский университет. Большую часть жизни прожил в США. Весьма образованный человек, известный своими либеральными взглядами. Одно время в политических кругам муссировалось имя другого лидера иракской эмиграции – Муххамеда Аль Джебири, постоянно проживающего в Сиднее. Однако, в конце концов, выбор американцев пал на Чалаби, тем более, что эту кандидатуру поддержал и сам Аль Джебири, судя по всему, не очень мечтающий сесть в кресло Саддама Хусейна в столь сложный для Ирака период. Однако израильские обозреватели не уверены, что кандидатура Ахмеда Чалаби является удачной. Дело в том, что даже среди иракских эмигрантов Чалаби считается слишком уж прозападной и далекой от мусульманского мира фигурой, а для иракцев он может оказаться с первой же минуты чужеродным явлением. Все это неудивительно: покинув Ирак в детстве, Чалаби получил образование и сформировался как личность на западе, его родной язык – английский. Однако иракцы могут его воспринять как навязанного им американца лишь с легким мусульманским закрасом. Обозревателям напоминают, что подобные прецеденты уже имели место. В конце концов, нынешний иорданский монарх Абдалла Второй тоже был вынужден перед вступлением на престол срочно брать уроки арабского языка, ибо, воспитанный в Великобритании и США, английский язык знал намного лучше. Однако обозреватели утверждают, что параллель некорректна, Абдалла был наследным принцем, отпрыском династии Хашимитов, престол ему передал сам король Хусейн, а, следовательно, его никак нельзя сравнить с человеком, которого приводят с собой оккупационные войска. Ахмед Чалаби возглавит правительство, которое будет сформировано через три месяца после падения Саддама Хусейна и просуществует до новых выборов.

Петр Вайль: На следующий день после выступления в Совете Безопасности ООН Госсекретарь Колин Пауэлл выступил на заседании сенатского комитета по международным делам. Официальным поводом для слушаний было обсуждение бюджета дипломатического ведомства, но, как говорят представители Белого Дома, цель Госсекретаря – обеспечить администрации поддержку Конгресса в случае войны с Ираком. Слово – нашему нью-йоркскому корреспонденту Юрию Жигалкину.

Юрий Жигалкин: Презентация Колином Пауэллом иракского досье Соединенных Штатов в Совете безопасности ООН, судя по всему, убедила самых видных американских оппонентов идеи военного конфликта с Ираком. Даже ведущий политик американского либерального лагеря сенатор Эдвард Кеннеди, лишь несколько дней назад предложивший своим коллегам провести новое голосование и пересмотреть санкцию на военную операцию в Ираке, данную несколько месяцев, отказался от своей инициативы после выступления Пауэлла и лишь призвал администрацию предоставить больше сведений. Белый Дом не теряет ни дня, надеясь обеспечить безоговорочную поддержку в стране возможной военной операции. И Госсекретарь нашел среди сенаторов полное понимание.

"Мы требуем от Ирака, - заявил Колин Пауэлл во время слушаний, - чтобы он отказался от прежнего поведения, прекратил военные программы, жил в мире со своими соседями, позволил инспекторам удостовериться в том, что запрещенные материалы уничтожены, предоставил им полную и правдивую информацию о своих программах. Пока режим Саддама Хусейна отказывается это сделать. Мы теперь ожидаем его реакции на визит руководителей группы инспекторов, хотим услышать, что им будет сказано в Багдаде. Они должны отчитаться о ходе инспекций в следующую пятницу".

Как не устают повторять представители Белого Дома, терпение Соединенных Штатов иссякло, у Саддама Хусейна остались считанные недели для того, чтобы начистоту отчитаться перед Советом Безопасности ООН. Следующая пятница, день очередного выступления перед Советом руководителей международной комиссии, скорее всего, станет событием, которое не только окончательно определит действия Белого Дома, но и даст понятие о том, когда может начаться военная операция. Вашингтон почти уверен, что инспекторам не удастся сказать ничего хорошего об уровне кооперации со стороны Ирака, они лишь еще раз – второй раз за две недели подтвердят, что Багдад попирает резолюцию четырнадцать сорок один, обещающую жесткое наказание нарушителю. В четверг представители Белого Дома еще раз подтвердили, что, по их мнению, новой резолюции, санкционирующей военной операции, не требуется, так что Соединенные Штаты готовы заставить Ирак разоружиться в связке с Советом Безопасности или вне ее.

Тем не менее, ближайшие дни, все время, оставшееся до выступления в ООН глав международной комиссии, будет заполнено интенсивными переговорами. Вашингтон не оставляет надежды, что ему удастся переубедить колеблющихся – Россию и Францию, принять в Совете Безопасности резолюции с последним осуждением иракского режима и, если потребуется, начать военную компанию при поддержке основных столиц.

XS
SM
MD
LG