Ссылки для упрощенного доступа

В Рамаллахе прошли похороны Ясира Арафата


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Виктория Мунблит и Владимир Абаринов.

Андрей Шарый: Главное событие минувших суток - похороны в Израиле, на территории Израиля, на территории резиденции лидера Палестинской автономии Ясира Арафата "Мукаты" в городе Рамалле. Самолет с телом Арафата на борту приземлился на территории "Мукаты" в 15:10 по московскому времени. Вертолет вылетел из Каира, где утром прошла церемония прощания с лидером Палестинской автономии. Сейчас на линии прямого эфира наш корреспондент в Тель-Авиве Виктория Мунблит. Она внимательно следила за ходом этой траурной церемонии.

Виктория, вам слово.

Виктория Мунблит: Если позволите, начну не с траурной церемонии, а с того, что произошло после нее. Три минуты назад в эфире Второго израильского телеканала появился Саиб Арикат, получивший в новом палестинском руководстве пост министра по переговорам (я так понимаю, что в переговорах с Израилем), который заявил, что новое палестинское руководство готово немедленно начать переговоры с Израилем. "Если вы готовы к миру, мы готовы немедленно возобновить переговоры с той точки, на которой они были прерваны началом интифады".

Андрей Шарый: Хорошая новость. И, тем не менее, вернемся к главным событиям дня. Виктория, как проходила траурная церемония в Рамалле.

Виктория Мунблит: Надо сказать, что все планы палестинского руководства провести траурную церемонию были в буквальном смысле слова смяты скорбящими палестинцами. Вместо траурной церемонии в специально отведенном для этого зале, где должны были принять участие консулы всех стран, близкие родственники и многие другие, Арафат был, по сути, похоронен сразу. Все траурные церемонии прошли уже после похорон над свежей могилой, включая поминальную молитву, которая должна была читаться, естественно, до захоронения.

Андрей Шарый: Виктория, кто-то из израильских представителей был на траурной церемонии в Каире?

Виктория Мунблит: Нет. Израильская делегация прибыла в Рамаллу. Что же касается Каира, израильтян там не было. Израильские журналисты хотели освещать похороны, но им было отказано в присутствии.

Андрей Шарый: Давайте вернемся к церемонии на территории Палестинской автономии. Чем были вызваны беспорядки скорбящих палестинцев - плохая организация церемонии или какие-то другие причины?

Виктория Мунблит: Прежде всего, когда Израиль настаивал на том, чтобы похороны прошли в Газе, разумеется, одним из мотивов было то, что Газа дальше находится от Иерусалима, но помимо всего прочего в Газе сосредоточено гораздо больше палестинских служб безопасности, и позиции их там значительно сильнее, соответственно, и контроль должен был быть намного жестче, чем в Рамалле. Произошло то, чего опасались израильтяне, и что предполагало палестинское руководство, ибо как заявил один израильский обозреватель со ссылкой на источники в израильской контрразведке, палестинское руководство обратилось к израильтянам с просьбой блокировать проезды между палестинскими городами. Таким образом, на траурной церемонии присутствовали 50 тысяч, а не 500 тысяч, как это могло бы быть.

Андрей Шарый: Виктория, известно, что Россию на церемонии прощания с телом Арафата представлял спикер нижней палаты парламента господин Грызлов. Кто еще из известных политиков появился? Были какие-то неожиданности, по мнению израильской стороны, по крайней мере?

Виктория Мунблит: Да, были неожиданности. Самой большой неожиданностью явилось появление на похоронах президента Сирии Башара Асада. Вы, конечно, знаете, что, скажем так, династию Асадов с Арафатом никогда не связывали теплые отношения. Еще вчера никто не мог предположить появление сирийского президента. Вообще же присутствовали почти все арабские лидеры. Конечно же, было совершенно естественным то, что не было лидера Кувейта. Более того, Кувейт не представлял не только министр иностранных дел, но даже и замминистра. Кувейт прислал министра нефти на похороны, что было естественно, ибо Кувейт до сих пор не может простить уже покойному палестинскому лидеру его дружбу с Саддамом Хусейном.

Андрей Шарый: Несколько слов о возможном развитии политических событий. Эпоха Арафата и формально сегодня завершилась. Вы уже информировали нас о первом таком миротворческом заявлении нового палестинского руководства. Как вы считаете, что говорят в Израиле, с чем это связано? Какого ответа израильской стороны можно ожидать?

Виктория Мунблит: Я думаю, что Израиль в ближайшее время даст согласие на возобновление переговоров с палестинцами. Здесь все громче раздаются голоса, что эти переговоры надо начать без каких-либо предварительных условий. Интересно, что израильские обозреватели, комментируя сегодняшние похороны в Рамалле, отмечают, что, несмотря на этот массовый взрыв скорби, тем не менее, скорее всего, палестинцы прощались не только с Ясиром Арафатом, но и с образом и с эпохой Ясира Арафата. Израильский обозреватель Абрамович, сравнивая ситуацию, сказал, что это похоже на отношение египтян к Насеру - они скучают по Насеру, но признают правильным путь Садата.

Андрей Шарый: Новая эпоха на Ближнем Востоке, новые люди в руководстве Палестинской автономии. Как относятся к новому персональному кадровому составу палестинского руководства в США? Известно, что эта страна - главный спонсор мирного процесса на Ближнем Востоке. Из Вашингтона корреспондент Радио Свобода Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Среди возможных преемников Ясира Арафата называют Махмуда Абаса. Специалисты считают его лучшим кандидатом с точки зрения США, но признают, что ему не хватает популярности и харизмы покойного вождя. Что может сделать Вашингтон, чтобы повысить его шансы? Говорит эксперт Американского института мира.

Эксперт Американского института мира: Возможно, самое важное - не поддерживать его слишком явно. Его воспринимают как умеренного лидера, который способен вернуться к переговорам и пойти на компромиссы с Израилем. Но худшее, что могут сейчас делать США - это выразить ему открытую поддержку. Чрезмерная близость к американцам только подорвет к нему доверие улицы. Так что перед Абасом сейчас стоит двойная задача - сохранять дистанцию по отношению к Америке и в то же время держать открытыми каналы связи с ней.

Владимир Абаринов: Еще один сильный претендент на наследие Арафата - Морван Баргути. Однако пока неясно, сможет ли он принять участие в выборах.

Эксперт Американского института мира: В настоящее время он сидит в израильской тюрьме, отбывает пять пожизненных заключений за убийство. Израильский суд признал его виновным в организации терактов, совершенных террористами-самоубийцами, которые повлекли за собой многочисленные жертвы среди гражданского населения. Возможно, в данный момент это наиболее популярная фигура. Если он сможет участвовать в выборах, он будет несомненным фаворитом. Он представляет молодое поколение палестинских лидеров. Он считается сторонником реформ и демократизации, в отличие от старой гвардии официального руководства. Он связан с палестинскими службами безопасности, руководил полувоенной организацией. Так что, он может сыграть весьма важную роль. Но сейчас он не у дел, потому что находится за решеткой. Палестинская сторона надеется, что он будет освобожден, но пока нет никаких признаков того, что это произойдет.

Владимир Абаринов: Многие эксперты считают, что в нынешний ответственный момент правительство Израиля должно проявить добрую волю - снять блокпосты на дорогах, освободить из своих тюрем палестинских заключенных, включая Баргути.

Эксперт Американского института мира: Это несомненно поможет в нынешней ситуации. Есть некоторые позитивные сигналы, например, недавние заявления министра обороны Израиля, который выразил готовность помочь палестинским властям провести выборы. Выборы на муниципальном уровне запланированы на следующий месяц, но палестинская Конституция гласит, что не позднее, чем через 60 дней после кончины Арафата должны состояться президентские выборы. Сумеет ли палестинское руководство уложиться в такой короткий срок, вопрос пока открытый. В настоящее время зарегистрировано уже 70 процентов палестинских избирателей. Выборы могут быть проведены, и есть надежда, что Израиль поможет их организовать. До сих пор израильтяне делали это не слишком охотно. Это особенно касается регистрации избирателей в Иерусалиме, который они считают своей территорией. Израиль закрыл бюро регистрации избирателей в городе, но, возможно, теперь израильтяне окажут большую поддержку в организации выборов, которые критически важны в переходный период.

XS
SM
MD
LG