Ссылки для упрощенного доступа

Ясир Арафат доставлен самолетом во Францию, где он пройдет курс лечения в военном госпитале


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Семен Мирский, Виктория Мунблит и Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый: Лидер Палестинской автономии Ясир Арафат, чье состояние здоровья на днях резко ухудшилось, доставлен самолетом во Францию, где он пройдет курс лечения в военном госпитале. На линии прямого эфира со студией Радио Свобода наши корреспонденты в Париже и Тель-Авиве Семен Мирский и Виктория Мунблит.

Семен, что известно о прибытии Арафата и о состоянии его здоровья?

Семен Мирский: За считанные часы, прошедшие со времени Арафата в военный госпиталь Перси, который находится в западном предместье Парижа в Кламаре, конечно, еще не может быть речи о каком-то официальном диагнозе, который был бы поставлен французскими военными врачами. Есть, однако, диагноз неофициальный, основанный на высказывании участника консилиума врачей, состоявшегося у постели больного в Рамалле накануне отбытия Арафата в Париж. Участник этого консилиума, не пожелавший назвать своего имени, сказал корреспонденту агентства Франс Пресс, что в крови Арафата «обнаружена аномалия – определенные клетки в крови поглощают клетки гемоглобина».

Андрей Шарый: Скажите, Семен, как охраняют Арафата? Соблюдаются ли меры безопасности какие-то специальные в этом военном госпитале?

Семен Мирский: Меры безопасности исключительные, подобных которым этот военный госпиталь не знал со времени своего основания. По периметру ограды госпиталя расположены отряды французского спецназа, а за час до прибытия Арафата в Кламар на территорию больницы въехала машина французских саперов, а также выездная лаборатория французских политиков.

Андрей Шарый: Виктория Мунблит в Тель-Авиве. Вы слышали сообщение коллеги из Франции. Есть ли что добавить к диагнозу Ясира Арафата?

Виктория Мунблит: Мне бы хотелось только добавить, что целый ряд палестинских источников, независимо друг от друга, указывают на то, что у Арафата потеряна адекватность восприятия действительности. Ответы его бессвязны, реакция на происходящее весьма странная.

Андрей Шарый: Виктория, какова реакция палестинской улицы?

Виктория Мунблит: Часть палестинской улицы очень озабочена состоянием Арафата. Однако уже появились и другие палестинцы, которые говорят о том, что Арафат - предатель и, возможно, теперь на освобожденное место придет тот, кто должен быть истинным лидером палестинского народа, а именно Усама бен Ладен.

Андрей Шарый: Как в США относятся к перспективе ухода с политической сцены Ясира Арафата? Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседовал с американским политологом, сотрудником фонда «Наследие» Джеймсом Филлипсом.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, насколько озабочен сейчас Вашингтон возможностью освобождения высшего поста в иерархии палестинской администрации?

Джеймс Филлипс: Администрация Буша окончательно махнула рукой на Арафата, поймав его на прямой лжи в эпизоде с перехватом судна с иранским оружием, отправлявшегося палестинцам. Тогда последний человек в администрации, веривший, что с Арафатом можно работать, Колин Пауэлл, убедился, что палестинскому лидеру верить нельзя. С тех самых пор представители администрации открыто заявляют, что Белый Дом не намерен иметь дело с палестинским руководством до тех пор, пока власти Палестинской автономии реально не продемонстрируют своей приверженности к мирному процессу. Это остается принципиальной позицией Белого дома. Так что мы в ближайшее время наверняка услышим многочисленные выражения сочувствия, в то время как за стенами Белого Дома, я думаю, ожидают, что на смену Арафату придет лидер более заинтересованный в создании Палестинского государства, а не в сохранении собственной власти и раздувании революционного духа палестинцев, который якобы чудесным путем позволит им осуществить свои желания на 100 процентов.

Юрий Жигалкин: Господин Филлипс, многие опасаются вакуума власти, к которому может привести уход Арафата. Такая перспектива не беспокоит Вашингтон?

Джеймс Филлипс: Администрация осознает, что это может произойти, но подобной перспективы не избежать, чем бы все ни обернулось. И действительно, коллапс власти начался давно. Различные палестинские власти борются за власть в Газе уже несколько месяцев. Разные военизированные группы пытаются силой оружия утвердиться в населенных пунктах Газы. Арафат ничего не сделал для того, чтобы предотвратить кризис. Он, например, настойчиво отказывался назначить преемника. И теперь уже вряд ли он может что-либо сделать для того, чтобы предотвратить потрясение.

Юрий Жигалкин: Как мы знаем, президент Клинтон искренне желал стать творцом палестино-израильского мира. Он ставил на Ясира Арафата. Администрация Буша отказалась в последние месяцы даже контактировать с Арафатом. Что дальше?

Джеймс Филлипс: Я думаю, что Белый Дом Буша, имея перед собой опыт Клинтона и свои собственные попытки организовать мирные переговоры, в том числе небезызвестную «Дорожную карту», прекрасно осознает, что сторонние силы не способны навязать мир. Пока Вашингтон, как мне кажется, займет выжидательную позицию, по крайней мере, до того, как будет очевидна судьба Арафата, поскольку до тех пор, пока он остается у власти даже номинально, попытки добиться реального мира обречены.

XS
SM
MD
LG