Ссылки для упрощенного доступа

Израильско-палестинское перемирие


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Виктория Мунблит, Иван Воронцов и Ян Рунов – он беседовал с редактором американского ежеквартальника "Ближний Восток" Дэниелом Пайпсом.

Андрей Шарый: Израиль передал в понедельник под контроль палестинцев основную дорожную магистраль в секторе Газа. В воскресенье из населенного пункта Бейт-Ханун и его окрестностей были выведены войска. Вывод осуществлен в рамках договоренности, согласно которой палестинские силы безопасности берут на себя ответственность за предупреждение новых террористических нападений на израильтян. Если все пойдет хорошо, то на следующей неделе израильские войска могут покинуть и город Вифлеем. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Тель-Авиве Виктория Мунблит:

Виктория Мунблит: Вне зависимости от принадлежности к тому или иному политическому лагерю израильтяне четко разделились в последние сутки на оптимистов и пессимистов. Оптимисты надеются, что на этот раз можно будет действительно говорить об окончании тысячедневнего конфликта, унесшего тысячи израильских и палестинских жизней. Пессимисты втихаря тоже на это надеются, но вслух говорят о том, что эта идиллия продлится лишь считанные дни.

Пока же израильская армия покидает сектор Газа. Войска освобождают север Газы, уходят из Рафияха, палестинцы делают все возможное, чтобы вывод войск прошел спокойно и организованно. К вечеру понедельника, по сути, вся Газа перешла под контроль палестинцев. Если прекращение огня будет продолжать действовать, через неделю или дней 10 Израиль выведет войска из Вифлеема, а еще через месяц-полтора - из Рамаллы и Хеврона. Пока что все очень стараются. Палестинский спецназ следит за порядком в Газе. Израильские офицеры передают своим палестинским коллегам карты информацию о террористических базах и возможных складах оружия, и даже организация "Хамас" в своих заявлениях стала впервые использовать словосочетание "государство Израиль", а не "сионистский враг". А об отношении израильтян к происходящему лучше всего говорят три высказывания. Министра обороны Израиля Шауля Мофаза: "Я не верю, что эта идиллия продлится долго, но мы все равно должны выполнить все наши обязательства". Израильского танкиста, покидающего Газу: "Мы мечтаем о холодном душе, о маминой еде и о долгом-долгом сне, и надеемся, что нам не придется сюда вернуться". Тель-авивского подростка: "Ну, теперь-то, наконец, моя мама разрешит мне ездить в автобусе".

Андрей Шарый: Перемирие с Израилем, объявленное палестинскими радикальными группировками, было почти сразу же нарушено: на Западном берегу Иордана обстреляна израильская машина, погиб водитель - иностранный рабочий - ответственность за нападение взяла на себя группировка "Фатх". О расстановке сил в палестинских организациях рассказывает Иван Воронцов:

Иван Воронцов: Основными палестинскими вооруженными группировками являются, во-первых, официальные структуры Палестинской автономии - полиция, службы безопасности, разведка и контрразведка Западного берега реки Иордан и Газы. Эти структуры сейчас старается взять под свой контроль премьер-министр Махмуд Аббас, хотя в них очень сильно влияние Ясира Арафата.

Во-вторых, организация "Фатх", созданная Арафатом еще в 60-е годы для борьбы с Израилем, причем тогда, это было еще до Шестидневной войны, Израиль не контролировал Западный берег Иордана и Газу, и целью "Фатха" было уничтожить Израиль как государство. Позднее этой террористической группировке удалось изменить свой статус и стать респектабельной политической организацией. Сейчас непосредственно террором занимаются дочерние структуры "Фатха": "Бригада мучеников Аль-Аксы" и "Танзим". "Фатх" в свое время придерживался близкой к коммунистической идеологии, и сейчас, хотя и использует исламскую риторику, остается светской структурой.

В третьих, организации исламских экстремистов: "Хамас" и "Исламский джихад" созданные в 80-е годы. "Хамас" - чисто палестинская организация, ее духовный лидер - шейх Ахмед Яссин. "Исламский джихад" возник на базе египетской экстремистской группировки "Братья мусульмане". В отличие от "Фатха", "Хамас" и "Исламский джихад" выступают не просто за создание палестинского арабского государства, но и за установление в нем строгих исламских законов. Если "Фатх", по крайней мере, на словах, согласен с существованием в Палестине еврейского государства, пусть и в его границах 1967-го года, то исламисты категорически отвергают такую возможность. Идейные споры в их рядах сводятся к тому, следует ли полностью изгнать евреев из Палестины, или же все-таки предоставить им статус граждан второго сорта в будущем исламском государстве.

Три основные палестинские структуры - "Фатх", "Хамас" и "Джихад" под давлением правительства Махмуда Аббаса подписали соглашение о трехмесячном перемирии с Израилем. К нему не присоединились лишь маргинальные группы - Народный и Демократический фронты освобождения Палестины и несколько ячеек "Мучеников Аль-Аксы".

Вопрос, однако, в том, о каком перемирии идет речь. В исламе существует понятие "худна". Это термин из Корана, восходящий к деятельности пророка Мухаммеда. По сути дела, под ним подразумевается банальная военная хитрость: заключить временный мир, произвести перегруппировку войск и ударить по врагу с новой силой. Сейчас, как считают многие эксперты, палестинские структуры заключили именно "худну", причем не только с Израилем, но и между собой – "Хамас" и "Исламский джихад", в отличие от "Фатха" и администрации автономии, всегда были против мирного процесса.

Конфликт внутри палестинских структур - это конфликт между прагматиками и фанатиками. Лидеры "Фатха" и члены палестинского правительства точно так же, как и "хамасовцы", не питают симпатий к Израилю, но понимают, что лучше получить хоть что-то, чем не получить ничего, и что шансов уничтожить Государство Израиль у арабов в обозримом будущем не предвидится. Ну а экстремисты не думают о таких приземленных вещах, как создание хоть какого-то палестинского государства и руководствуются лозунгом все или ничего, как говорят они сами: "Победа или рай".

Андрей Шарый: Советник президента США по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс вернулась в Вашингтон после проведения переговоров с властями Израиля и Палестинской Автономии. Об итогах поездки с американским экспертом беседует наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов:

Ян Рунов: Общепризнанный американский специалист по ближневосточным проблемам, редактор ежеквартальника "Ближний Восток" Дэниел Пайпс очень осторожен в оценках:

Дэниел Пайпс: Можно говорить об определенном успехе в том, что касается достигнутого соглашения между палестинскими группами и Израилем, но нельзя пока говорить о настоящем успехе, ибо время покажет, насколько долгосрочным окажется это соглашение.

Ян Рунов: Принадлежит ли именно Кондолизе Райс заслуга в том, что террористические организации согласились на прекращение терактов?

Дэниел Пайпс: Ее заслуга в том, что процесс начался. Но все зависит не от слов и обещаний враждующих сторон, а от дальнейших действий. Палестинские террористические группы дали ясно понять, что не собираются распускать свой террористический аппарат, что будут держать его в полной боевой готовности и будут сохранять свою инфраструктуру. Заряженное ружье вряд ли предназначено для музейной экспозиции. Скорее, для новых нападений на израильтян.

Ян Рунов: Сумела ли Кондолиза Райс продвинуть вперед идею "Дорожной карты"?

Дэниел Пайпс: Поскольку соглашение о прекращении терактов с одной стороны, и выводе войск из Газы и Вифлеема с другой достигнуто, то, значит, идея "Дорожной Карты" остается, как и раньше, главным планом действий.

Ян Рунов: Что вы можете сказать о стиле дипломатии Кондолизы Райс?

Дэниел Пайпс: Думаю, в общем, западные женщины, действующие от имени западных правительств, воспринимаются мужчинами-политиками на Ближнем Востоке и политически, и социально, как почетные гости и, я бы сказал, как мужчины, а не как женщины. Поэтому от них не требуют выполнения мусульманских предписаний вроде ношения чадры и тому подобного. К тому же, в мусульманском мире стали привыкать к тому, что женщина может занимать высокие должности в правительстве даже мусульманских государств, как это было в Турции и в Пакистане. В Израиле Кондолизу Райс считают своим другом. Трудно сказать, что имеется в виду под этим. Она, как и вся администрация президента Буша, является сторонницей тесного американо-израильского сотрудничества. То, как она провела переговоры с лидерами палестинцев и с руководством Израиля, судя по всему, произвело благоприятное впечатление в Вашингтоне. Ей может быть предоставлена серьезная роль в дипломатии. До сих пор она, в основном, не выходила за рамки Вашингтона. Теперь Кондолиза Райс, вполне возможно, будет выполнять более тонкие и серьезные внешнеполитические задачи, похожие на те, что выполнял в свое время на таком же посту Генри Киссинджер.

XS
SM
MD
LG