Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Роман Полански


Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 18 августа - французский режиссер Роман Полянски, которому сегодня исполнилось 70 лет. Родился в 1933-м году в Париже в семье польских евреев. Детство провел в оккупированной Польше. Окончил Лодзенский институт кино. В качестве режиссера дебютировал в 1962-м году с кинолентой "Нож в воде". Через год переехал в Англию, где продолжил карьеру режиссера, затем - в Голливуд. Вернулся во Францию в 1978-м. Среди его работ – фильмы "Китайский квартал", "Бал Вампиров, "Макбет", "На грани безумия", "Горькая луна", "Смерть и дева", другие знаменитые киноленты, в частности, - "Ребенок Розмари" - лауреат кинопремии Оскар 1968-го года в номинациях "лучшая режиссерская работа" и "лучший сценарий". Обладатель «Золотой пальмовой ветви» 55-ого Каннского кинофестиваля за фильм "Пианист" о варшавском гетто во время Второй Мировой войны. В этом году "Пианист" принес Полянски второго Оскара - за лучшую режиссуру, - помимо этого взяв еще две престижные номинации. Роман Полянски вместе с женой и двумя детьми живет в Париже. О человеке дня Радио Свобода - мой коллега Дмитрий Волчек:

Дмитрий Волчек: Роман Полански снял 16 полнометражных картин - восемь гениальных и восемь посредственных. При этом только две - "Отвращение" и "Жилец" - тематически и стилистически связаны друг с другом; во всех прочих, как успешных, так и неудачных, почти невозможно идентифицировать авторский почерк. "Почти" - потому что одно связующее звено все же есть - Поланскому отлично удается важнейший элемент саспенса – тревожное ожидание. Героев его фильмов – от раннего, снятого еще в народной Польше "Ножа в воде" до оскароносного "Пианиста" - преследуют неуловимые и всесильные агенты мирового зла – сатанисты, гангстеры, вампиры, фашисты. Возникает великое и, несомненно, пошлое искушение экстраполировать биографию режиссера (концлагерь, убийство жены, уголовное дело) на его сюжеты и сделать вульгарно-фрейдистский вывод: Полански одержим комплексом жертвы (а, как известно, жертва, излучая страх, сама притягивает насильника). Оснований для такой примитивной трактовки немало – вспомним хотя бы тишайшего Трелковского из фильма "Жилец" - роль, которую Полански выбрал для себя и сыграл с явным намеком на собственную потребность защищаться от беспощадных злодеев. Тема "соседей", соседства со злом занимает Поланского больше всего. В "Ребенке Розмари" милейшие старички-соседи оказываются посланцами самого дьявола, пианиста Шпильмана, прячущегося от нацистов, разоблачает белобрысая сука-соседка, в финале "Жильца" под гогот монстров-соседей Трелковский бросается в лестничный пролет. Герои Поланского пытаются затаиться, но тщетно – отыщут и изведут всех, даже прекрасную Катрин Денев. Наверняка когда-нибудь биографию Поланского решат экранизировать - слишком уж заманчива она кинематографически. Этот фильм, если за дело возьмется мастер, скорее всего, будет снят в духе триллера – героя арестовывают, убивают близких, обвиняют в гнусном преступлении, но он в последний момент выкручивается, прячется и одолевает гонителей. Все, за исключением хэппи-энда, вполне соответствует логике фильмов Поланского.

XS
SM
MD
LG