Ссылки для упрощенного доступа

Человек недели. Виктор Черепков


Дмитрий Волчек: На воскресенье назначен второй тур выборов мэра Владивостока. После того, как суд снял с предвыборной гонки Виктора Черепкова, находящегося в госпитале после покушения на его жизнь, несколько кандидатов, в том числе нынешний мэр Юрий Копылов, сами сняли свои кандидатуры в знак протеста. А согласно опросам общественного мнения, большинство избирателей намерены голосовать против всех.

Депутат Госдумы Виктор Черепков - человек недели Радио Свобода.

Андрей Бабицкий: Черепков - это давно не только депутат, он вообще не политик, а нечто такое, что действует на политику разрушающе. Будучи странным отражением романтического проекта переустройства жизни, анахронизмом поздних перестроечных и ранних ельцинских времен, он неожиданно оказался единственным светлым пятном избирательной кампании во Владивостоке. Вместе с тем, похоже, что востребована оказалась не столько его программа, сколько талант к инверсии, умение трансформировать всю наличную политику от демократической инвективы, любимого черепковского жанра. до любого случайно заимствованного политического лозунга в область предельно извращенного звучания. Конечно, цель самого Черепкова - не пародия. Он-то как раз уверен, что его удел - это высокая политика. Однако общество, которое упорно отдает свои симпатии Черепкову, несмотря на всю его экстравагантность, похоже, ценит в нем как раз способность поставить все с ног на голову, вывернуть шиворот-навыворот.

Если и есть идеальная персонификация кандидата "против всех", то это Черепков. Однако он против всех не только и не столько в избирательных бюллетенях города Владивостока, он против всех в сегодняшнем российском политическом миропорядке. Его ходульный, почти шутовской идеализм, как ни странно, выявляет, без труда выводит на поверхность весь цинизм и обман квази-демократической процедуры выборов. Возможно, Черепкова не столько хотят видеть руководителем города, сколько уязвляют. Его образом глумятся над государством. Он как знак беды, которым его избиратели клеймят нынешнюю власть и очередные сфальсифицированные выборы.

Но есть и другой любопытный аспект: Черепковым электорат доводит себя до беспамятства, до полного не различения своих и чужих, выгоды и ущерба, до тотального анархичного отрицания власти как источника лжи и насилия. Но и эта, казалось бы, разрушительная страсть легко объяснима. В ситуации, когда власть могут захватить настоящие чудовища, возможно, идеалист той ранней ельцинской поры вновь становится положительным персонажем.

XS
SM
MD
LG