Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Владимир Мирзоев


Андрей Шароградский: Человек дня Радио Свобода 2 апреля – российский режиссер Владимир Мирзоев, назначенный новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Станиславского.

Родился в 57-ом году в Москве. Окончил ГИТИС - факультет «режиссура цирка». Играл в детском театре в Текстильщиках. С 87-ого по 89-ый год - художественный руководитель Театра-студии «Домино» в Творческих мастерских при Союзе театральных деятелей. В 89-ом эмигрировал в Канаду. Основал в Торонто театральное агентство «Горизонтальная восьмерка». Поставил здесь около 20 спектаклей, среди них: «Предложение» и «Медведь» по пьесам Антона Чехова, «Калигулу» Альбера Камю, «Саломея» Оскара Уайльда. В Россию вернулся в середине 90-ых. Сотрудничал, Московским драматическим театром имени Станиславского, Ленкомом, Московским государственным академическим театром имени Вахтангова, с Мариинским театром. Среди его режиссерских работ: : «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, «Укрощение строптивой» и «Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира, «Хлестаков» по комедии Гоголя «Ревизор», «Амфитрион» и «Тартюф» Мольера и многие другие. Поставил нескольких телеспектаклей. Лауреат государственных премий.

О Человеке дня Владимире Мирзоеве – моя коллега Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Владимир Мирзоев начинал в легендарном театре Вячеслава Спесивцева, который работал во Дворце пионеров в Текстильщиках. Дебют его режиссерский состоялся на малой сцене Театра имени Ленинского комсомола, а слава впервые навестила Владимира Мирзоева в середине 80-х годов, когда он показал спектакль по пьесе Роберто Атайада " Мадам Маргарита". С тех пор Владимир Мирзоев , наравне с другими режиссерами его поколения (Владимиром Клименко, Владимиром Космачевским, Александром Пономаревым), стал визитной карточкой объединения "Творческие мастерские". Оно предоставляло репетиционные залы под проекты молодых режиссеров, у которых не было шанса выйти со своими экспериментами на сцены репертуарных театров. Условия работы там были вполне не советскими: молодые режиссеры приносили заявки, эксперты принимали решение и предоставляли им право начать репетиции, они же выбирали, какие проекты доводить до зрителей, какие - нет. В этой необычной ситуации выживали немногие. Мирзоев выжил и стал знаменит. Лафа длилась недолго, деньги СТД закончились, помещения раздали под склады. Молодые режиссеры-лидеры остались без кола, без двора. Владимир Мирзоев уехал в Канаду. Говорят, торговал там сосисками, а параллельно ставил спектакли. Глава ассоциации канадских критиков очень рекомендовал мне их посмотреть. Самым странным и необыкновенным был тот факт, что вскорости Владимир Мирзоев вернулся на Родину. И стал овладевать умами директоров театров и сердцами зрителей. Довольно быстро в городе не осталось ни одного известного театра, который не мечтал бы заполучить себе блудного сына. Его постановки взбаламутили всю Москву. Постоянные аншлаги и горестная складка у губ театральных критиков. Довольно сказать, что спектакль "Женитьба" назывался у Мирзоева "Ж", а спектакль "Хлестаков" - "Х", чтобы объяснить и этот аншлаг, и эту складку. В реальности, Владимир Мирзоев - не хулиган, для этого он слишком хорошо образован и воспитан. Он - концептуальный озорник, умеющий собрать вокруг себя единомышленников и сколотить оригинальный актерский ансамбль. Звездой его театра, альтер эго режиссера стал Максим Суханов. В дуэте с ним выступает Сергей Маковецкий . Спектакль " Две женщины" по тургеневскому "Месяцу в деревне" в Ленкоме, "Амфитрион" и "Сирано де Бержерак" в Театре имени Вахтангова, несколько постановок пьес Пинтера в антрепризе, 3 спектакля по Гоголю и Шекспиру в Театре имени Станиславского. Каждый его спектакль по сей день провоцирует эстетические дискуссии, он стал основателем целого театрального направления, именуемого "мирзоевщиной". Ставя пьесы классического репертуара, Мирзоев испытывает их на прочность. Он накладывает на них рамку из нескольких приемов, сводя тексты к площадному балагану, фарсу с шутками на уровне телесного низа. Он играет интонированием, разбивает фразы не там, где положено, к месту и не к месту использует всевозможные предметы, напоминающие о фаллическом культе. Благодаря очень разнообразным тюкам и гэгам, он словно переписывает пьесы и они начинают восприниматься как прилагательное к имени Мирзоев. Однако, его, такого, приглашает на постановку оперной вагнеровской тетралогии Мариинский театр. И его выбирает своим главным режиссером столичный театр, расположенный на Тверской улице. И правильно делают, потому что его театр авторский и в то же время зрительский. Редкое сочетание.

XS
SM
MD
LG