Ссылки для упрощенного доступа

Новый председатель правительства Северной Осетии


Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Дмитрий Александров и Олег Кусов.

Андрей Шарый: В Северной Осетии приступает к работе новый председатель правительства республики. Об этом – наш корреспондент во Владикавказе Дмитрий Александров.

Дмитрий Александров: Им оказался мало кому известный в республике министр транспорта Северной Осетии Алан Борадзов. Несколько дней назад президент пообещал участникам антиправительственного митинга снять со своих постов всех министров. Отставка правительства – это первое из выполненных требований участников митинга. В среду, когда у здания Дома правительства проходила акция протеста, Александр Дзасохов пообещал также покинуть свой пост. Однако спустя сутки в интервью журналистам он сказал: «У меня выборная должность. А пришел-ушел – это может быть в научной лаборатории, а не для людей, обличенных государственной ответственностью».

На прошедшем заседании североосетинского парламента Алан Борадзов был утвержден в новой должности. Парламентом республики было принято обращение к президенту России Владимиру Путину об отмене моратория на смертную казнь. «Настало время спасти государство и его граждан от терроризма во всех его проявлениях», - говорится в обращении. Высказали парламентарии и пожелание о пересмотре 3-ей и 6-ой статей Закона о реабилитации репрессированных народов, касающихся спорных территорий.

Вместе с тем в республике растет напряжение в местах совместного проживания осетин и ингушей. Обстановка еще больше обострилась после опубликования списка убитых боевиков: из 12 опознанных тел почти половина - ингуши. Уже более недели полностью блокирована административная граница с Ингушетией. Блокпосты усилены подразделениями Министерства обороны и военной техникой.

В Беслане продолжаются поиски пропавших без вести детей. Сразу после штурма школы раненых сажали в машины и увозили в больницы. Однако сейчас выясняется, что некоторые автомобили просто исчезли, в больницах они не появлялись, административную границу республики не пересекали. По местному телевидению регулярно показывают фотографии бывших заложников. Родные и близкие не теряют надежды найти своих детей.

Андрей Шарый: О внутриполитической ситуации в Северной Осетии мой коллега Олег Кусов беседовал с первым заместителем главного редактора «Родной газеты» Аланом Касаевым. Алан Касаев сейчас находится во Владикавказе.

Алан Касаев: Сам по себе факт отставки, на мой взгляд, в сложившейся тяжелейшей ситуации в республике Северная Осетия – Алания – это вещь вполне объяснимая. Население республики требует от власти активных действий – власть должна была предпринять какую-то зримую жертвенную меру, и вот это сделано. Другое дело, что силовые министры, которые не подчиняются местной власти, а назначаются указами президента или распоряжениями своих федеральных начальников, они, видимо, были предназначены к жертвам еще в центре, в Москве.

Но в любом случае отставка свершилась, назначен новый премьер-министр, парламент утвердил это. Теперь население ждет, кто займет ключевые посты. Но уже сейчас можно с большой долей уверенности говорить, что руководителем Управления Федеральной службы безопасности и министром внутренних дел республики будут назначены, скорее всего, представители федерального центра, Москвы, о которых вряд ли что-то предметное можно знать. Есть позитивный сигнал, что меры приняты, и есть сигнал непонятный – какие люди теперь будут отвечать перед населением республики за его безопасность.

Олег Кусов: Алан, в целом отставка правительства – это действенная мера?

Алан Касаев: Из перечня мер, которые реально находятся в каком-то смысле в компетенции президента Северной Осетии, руководителя субъекта федерации, это одна из немногих реальных мер.

Олег Кусов: На стихийном оппозиционном митинге его участники выдвигали требование уйти в отставку и в адрес Александра Дзасохова. Понятно, что Александр Дзасохов пока в отставку уходить не собирается. Это не вызовет ли противодействия?

Алан Касаев: Вы знаете, я на самом митинге не был, но все те, с кем я разговаривал за последние два-три дня в республике, а это десятки людей, все они совершенно разных социальных сфер, разных национальностей, - все они в один голос говорят, что самая громкая, самая активная часть митингующих характеризуется не самыми приятными словами. Это, грубо говоря, были маргиналы, то есть это не голос общественности республики. Дело в том, что в Северной Осетии принята несколько иная манера поведения. То есть люди сперва должны похоронить своих погибших, умерших от ран, выяснить судьбу тех, кто еще разыскивается родными и близкими, - этот вопрос сейчас главный, а вовсе не вопрос отставки президента или отставки правительства. Тем более что если отставка правительства пройдет более-менее безболезненно, то отставка президента, назначение исполняющего обязанности, назначение новых выборов, предвыборная борьба в ситуации, когда население растеряно, подавлено, угнетено, я думаю, ни к чему хорошему не приведет.

Олег Кусов: Наблюдаются ли сегодня в Северной Осетии межэтнические противоречия? Имеются в виду, конечно, осетино-ингушские факторы.

Алан Касаев: Несомненно, на бытовом уровне это наблюдается. Несомненно, власть делает все, что она может сделать, для того чтобы этого не было. Каких-то организованных форм межэтническая вражда не принимает, к счастью, пока. И вообще, это был бы самый тупиковый вариант и для Северной Осетии, и для федерального центра, и, естественно, для всех соседей Северной Осетии, если бы межэтнические противоречия, которые существуют, вдруг приняли, не дай бог, какую-то организованную, направленную форму. Это была бы катастрофа вдвойне, втройне даже на фоне той трагедии, которая произошла в Беслане.

XS
SM
MD
LG