Ссылки для упрощенного доступа

Место ислама в современной политике


Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.

Кирилл Кобрин: Трагедия в Беслане особенно остро поставила вопрос о месте ислама в современной политике. Кто бы ни совершил это преступление - сепаратисты или мусульманские экстремисты, откуда бы ни направлялись их действия - из Чечни или даже, как утверждают российские власти, из-за пределов России - в массовом сознании боевики, захватившие в заложники детей, ассоциируются с исламом. То же самое можно сказать и о почти всех крупных терактах последних лет. В результате в глазах западного и шире - немусульманского - общества сильно пострадал образ ислама, образ жителя мусульманской страны. Об этом говорилось уже неоднократно, и недавно правозащитники из Международной Хельсинкской группы предупредили, что в большинстве стран Европейского союза все чаще отмечаются проявления враждебности по отношению к мусульманам.

А что же сами мусульмане? Как они реагируют на последние теракты, включая трагедию в Беслане? Чувствуют ли мусульмане, как к ним теперь относятся во всем мире? Попробуем проанализировать реакцию арабских СМИ. В арабских газетах до сих пор появляются многочисленные публикации, посвященные событиям в Северной Осетии. Противоречивые отклики вызвали статьи известного журналиста Джихада Хазена в издающейся в Лондоне газете «Аль-Хайят». Хазен обращает внимание на, по его словам, очевидный факт: сейчас подавляющее большинство терактов совершаются мусульманами.

Джихад Хазен: Как мне представляется, сейчас это именно так. Были террористы на Балканах. Были террористы в Африке. Сейчас большинство терактов совершается мусульманскими экстремистами и - даже если оставить в стороне преступный характер таких действий - арабам и мусульманам вообще должно быть очень стыдно. Есть вполне законные национальные цели, но это не оправдывает убийства детей. На самом деле, если вы убиваете женщин и детей, это не может быть оправдано никакими целями - и это, я думаю, относится к чеченским террористам, которые убивали женщин и детей в школе.

Кирилл Кобрин: Это был журналист арабской лондонской газеты «Аль-Хайят» Джихад Хазен.

А египетский политический эксперт Сейд Саид считает, что теракт в Беслане произвел столь тяжелое впечатление на общественное мнение еще и потому, что его жертвами стали дети.

Сейд Саид: Это - наши собственные дети, а не дети наших врагов. Все дети в этом мире - и наши дети тоже. Дети должны быть в безопасности.

Кирилл Кобрин: Сказал египетский эксперт по вопросам политики.

Впрочем, в арабском мире есть и другое мнение. Многие здесь обвиняют Джихада Хазена в антиарабской пропаганде. Так считает и египетский политолог Мохаммад Салах, специализирующийся на изучении экстремистских группировок Ближнего Востока. Салах утверждает, что статьи Хазена являются составной частью пропагандистской кампании, пытающейся, как он выразился, представить всех арабов террористами.

Мохаммад Салах: Мне кажется, что этот аргумент направлен против арабской молодежи в мусульманских странах и за их пределами, он является попыткой обвинить эту молодежь в терроризме. Для этого прилагаются серьезные усилия и в них принимают участие некоторые арабские интеллектуалы и политики, включая политологов и журналистов.

Кирилл Кобрин: Таково мнение египетского политолога Мохаммада Салаха.

Многие арабские журналисты и эксперты предупреждают, что захват заложников в Беслане может изменить отношение россиян к арабам в целом. По мнению политолога Юссефа Ибрагима, раньше россияне проводили границу между арабским миром и чеченскими сепаратистами, сейчас же эта граница размыта.

Юссеф Ибрагим: Еще ничего не случилось, но я предполагаю, что 144 миллиона россиян сейчас на самом деле ненавидят арабов и мусульман. И они сплотились вокруг президента Путина.

Кирилл Кобрин: Ибрагим считает, что не правительства арабских стран, а их общественное мнение должно осудить теракты.

Юссеф Ибрагим обращает внимание на то, что осуждение терактов, совершенных мусульманами, можно услышать скорее в таких светских государствах, как Египет или Ливан, нежели в Саудовской Аравии или других странах Персидского залива. По его словам, в теократических монархиях по-прежнему запрещено критиковать исламистские группировки.

И в продолжение темы. Большинство мусульман, живущих в Испании, осудили теракт в Беслане. Вместе с тем они считают, что подобная трагедия может повториться, поскольку, как они заявляют, мусульманский мир также подвергается насилию и вынужден сопротивляться.

Виктор Черецкий: В Испании, по официальной статистике, проживает более 600 тысяч мусульман. Большинство - эмигранты, выходцы из Марокко. В стране действует более 400 мечетей, в основном это различные приспособленные для молитвы нежилые помещения. В Мадриде эмигранты-мусульмане концентрируются в маргинальных районах. В последние годы среди них усилились радикальные настроения. В 1999 году, после начала второй чеченской войны, в испанской столице у посольства России проходили манифестации протеста местных мусульман, для населения Чечни собиралась гуманитарная помощь. Однако, как потом выяснилось, под видом этой помощи в Чечню было направлено некоторое военное снаряжение, в том числе приборы ночного видения.

Что касается событий в Беслане, то большинство мадридских мусульман их осудило. На людей подействовал сам факт захвата в качестве заложников детей. Впрочем, многие считают Чечню лишь одним из фронтов в войне исламского сопротивления против мирового порядка, который мусульмане не считают справедливым.

О теракте в Беслане мы беседовали с имамом мечети в мадридском пригороде Алучи Ахмедом Бакли.

Ахмед Бакли: Конечно, подобного рода деяния всегда достойны сожаления. Но они порой порождаются не менее трагическими обстоятельствами. Мир сотрясают события, мир несправедлив к мусульманам. Трагедии происходят в Палестине, в Ираке, в других местах. Проблемы мусульман не решаются. Демократию каждый трактует по-своему. Очевидно, в такой обстановке очень трудно остановить людей, совершающих покушения. Люди хотят жить свободно, они борются против угнетения. Пока будет существовать угнетение, будут и теракты.

Вместе с тем случай в Беслане достоин особого сожаления, ведь пострадали дети, невинные существа, которые не отвечают ни за действия правительств, ни за действия инсургентов. К сожалению, гражданские люди и даже дети часто становятся жертвами конфликтов.

Виктор Черецкий: Это было мнение имама мадридской мечети Ахмеда Бакли. Отметим, что аналогичной точки зрения придерживаются и другие опрошенными нами мусульмане. Смерть детей вызвала их возмущение, однако они считают, что виноваты в этой трагедии и чеченские моджахеды, и российские власти.

XS
SM
MD
LG