Ссылки для упрощенного доступа

Россия и восемь бывших советских республик обвинили ОБСЕ в неуважении к их суверенитету


Андрей Шарый: Россия и восемь бывших советских республик обвинили Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе в неуважении к их суверенитету. В заявлении подчеркивается, что ОБСЕ в своей деятельности нарушает такие фундаментальные принципы, как невмешательство во внутренние дела и независимость государств. Россия и ранее обвиняла эту организацию в применении двойных стандартов в критике нарушения прав человека в государствах бывшего Советского Союза и странах Запада. Кроме России документ подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Вот как в интервью корреспонденту "Радио Свобода" Никите Ваулину прокомментировал позицию Российского Министерства иностранных дел заместитель директора департамента информации и печати МИД России Михаил Троянский.

Михаил Троянский: Общее положение дел в ОБСЕ вызывает у нас и практически у всех стран - участниц СНГ достаточно серьезную обеспокоенность. Дело в том, что организация в последние годы во многом утратила свое изначальное и основное назначение - быть форумом равноправного политического диалога и сотрудничества по наиболее крупным проблемам европейской безопасности. В ее деятельности сейчас очевидны два перекоса: географический, с одной стороны, и функциональный. Первый выражается в том, что основная работа организации, в том числе вся ее так называемая полевая деятельность, направлена на страны СНГ и Балканы. Не припомню точно, но, по-моему, 17 таких полевых представительств работают именно в СНГ и Балканах. Проблемы же на всем остальном пространстве организации, которых тоже немало, - ну, например права нацменьшинств в Латвии, Эстонии - обходятся стороной. И в этом смысле я обращаю ваше внимание на то, что нарушается базовый принцип ОБСЕ, а именно комплексный подход к безопасности. Активное развитие гуманитарного измерения происходит в ущерб военно-политическому и экономическому, причем деятельность в гуманитарной сфере чаще всего сводится к мониторингу в области прав человека, а также к избирательным процессам. Тут соответствующие оценки во многих случаях оказываются политизированными и не учитывают специфику отдельных стран. Таким образом, с нашей точки зрения и с точки зрения наших партнеров по СНГ, для выправления этих недостатков, для того, чтобы уникальный потенциал ОБСЕ не бул утерян, нужна серьезная реформа организации. Она должна включают в себя, во-первых, переориентацию повестки дня организации с частных региональных проблем на действительно крупные вопросы, связанные с комплексной безопасностью Европы, - например, такие, как борьба с терроризмом, и, во-вторых, адаптацию институтов и структур организации к современным реалиям и вызовам. Могу также подчеркнуть, что страны СНГ продолжат координировать свои действия в ОБСЕ на рабочем и политическом уровнях, будут выстраивать свою дальнейшую совместную линию в организации, в том числе к предстоящей в декабре этого года в Софии очередной министерской встрече в зависимости от готовности наличия политической воли партнеров по ОБСЕ сделать организацию адекватной современным условиям.

Никита Ваулин: В заявлении говорится, в частности, о том, что ОБСЕ не соблюдает такие фундаментальные принципы, как невмешательство во внутренние дела и неуважение суверенитета государств. Какие можно привести примеры, подтверждающие эти обвинения?

Михаил Троянский: Вы знаете, я бы не хотел сейчас вдаваться в точечный комментарий данных вопросов.

Никита Ваулин: Нет ли здесь намека на Чечню?

Михаил Троянский: Здесь никаких намеков.

Андрей Шарый: Говорил представитель Российского Министерства иностранных дел Михаил Троянский. Вот что думает по поводу отношений России и ОБСЕ московский политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. С ним беседовал мой коллега Кирилл Кобрин.

Кирилл Кобрин: Господин Лукьянов, почему это заявление России и восьми других государств в отношении ОБСЕ появилось именно сейчас?

Федор Лукьянов: Наверное, здесь нет каких-то особенных специальных поводов, просто так совпало: в начале месяца в Москве собирались представители стран СНГ, которые обсуждали эту проблему и вот обнаружилось такое единение позиций неожиданное, которое было вчера озвучено.

Кирилл Кобрин: Почему именно такой состав подписантов, скажем так, этого заявления? Почему именно эти 9 государств? Они больше всех раздражены на действия ОБСЕ, так?

Федор Лукьянов: Безусловно, ОБСЕ в общем насолило практически всем странам СНГ за малыми исключениями - скажем, Грузия, которая не подписала. У меня такое впечатление, что новое руководство - оно просто не успело чем-то разгневать ОБСЕ. Потому что, конечно, состояние демократии во всех странах постсоветского пространства оставляет желать лучшего, где-то лучше, где-то хуже, но нигде нет безупречного. Поэтому тут как раз совпало раздражение властных структур большинства стран с тем, что фактически деятельность ОБСЕ уже давно свелась именно к этому - к мониторингу ситуации с демократией, с правами человека в этих государствах. Я, честно говоря, не думаю, что это заявление отражает какое-то изменений отношений внутри СНГ, то есть ясно, что инициатором выступает Россия, у которой с ОБСЕ отношения давние, и довольно сложные, и извилистые. Но мне кажется, что это означает не усиление лидерских тенденций России, которой удалось объединить вокруг себя довольно мощный фронт, а просто свидетельство того, что ОБСЕ действительно свой исторический мандат, если можно так сказать, исчерпывает. И критиковать эту организацию странам даже таким, как, скажем, Украина, прозападно ориентированных, безопасно достаточно.

Кирилл Кобрин: То есть при этом мы не можем говорить о том, что возник некий новый международный блок или некое новое международное согласие на основе недовольства действиями ОБСЕ.

Федор Лукьянов: По-моему, нет, это было бы большим преувеличением. Возможно, хотелось, в России особенно это видеть, поскольку, как я уже сказал, отношение России к ОБСЕ довольно долгую историю имеет. В постсоветский период это отношение менялось. Несколько лет назад, вот в середине 90-х годов вплоть до где-то 1998-1999 года Россия в принципе очень поддерживала ОБСЕ, надеясь в лице ОБСЕ, как крупной общеевропейской организации, объединяющей все европейские страны и все страны бывшего Советского Союза, обрести в лице ОБСЕ некий противовес, альтернативу расширяющемуся НАТО. Как мы помним, в тот период этой головной болью российской дипломатии было противостояние расширению НАТО. Этого сделать не удалось, то есть НАТО расширилось, Европейский Союз расширился и ОБСЕ действительно превратилось вот в такое бюро по мониторингу демократической ситуации во всех этих странах. Это безусловно не устраивает и не нужно ни России, ни на самом деле большинству стран СНГ, которые в общем все уже в той или иной степени определились. Те страны, которые ориентированы прозападно в той или иной мере, - такие, как Украина или Молдавия, им по большому счету ОБСЕ только мешает, потому что ОБСЕ все время обращает внимание на несоответствие их внутренней ситуации высоким критериям европейских ценностей и тем самым тормозит их декларируемое стремление интегрироваться в настоящие и структурированные западные организации, такие, как Евросоюз и НАТО. А другие страны - такие, как Центральная Азия или та же Россия теперь уже, они совершено очевидно прошли эпоху попыток представить себя, как соответствующих вот неким западным европейским стандартам, и сейчас просто не хотят играть по западным правилам, хотят формулировать свои правила. Так получается в сумме, что ОБСЕ не отвечает интересам ни тех, ни других, хотя по несколько разным причинам.

XS
SM
MD
LG