Ссылки для упрощенного доступа

Назначение Сергея Ролдугина ректором Петербургской консерватории


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Андрей Шароградский: В Петербургской консерватории объявлено о смене руководства: вместо известного дирижера, народного артиста Советского Союза Владислава Чернушенко исполняющим обязанности ректора назначен профессор, первый солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Мариинского театра и личный друг Владимира Путина Сергей Ролдугин.

В марте 2003-го предполагается провести выборы руководителя консерватории.

Из Петербурга передает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Проходя сегодня по коридорам петербургской консерватории, понимаешь, что ни журналист, ни Шерлок Холмс не смогут сказать с точностью, что здесь произошло. Ректор Владислав Чернушенко ушел по собственному желанию, на его место на профессорском совете был назначен виолончелист Сергей Ролдугин. Все говорят о его назначении как о свершившемся факте. Сотрудница консерваторской администрации согласилась на беседу, но имени просила не называть.

Сотрудница Консерватории: Были преподаватели, которые восприняли это как личную трагедию. Очень переживали все и сейчас очень переживают, просто не все это показывают.

Татьяна Вольтская: Да, те, кто решается показать свои чувства, немного. Говорят чаще всего об обычном ходе вещей и смене поколений. Василий Сумеркин, председатель профессоров консерватории.

Василий Сумеркин: Никакой революции, ни контрреволюции не произошло. Пришло новое поколение музыкантов, пришел музыкант очень хорошего класса. Это не музыкант с улицы, это настоящий мастер, который понимает все проблемы, связанные с музыкой. И, наверное, самое прекрасное, что ректором консерватории будет не чиновник, а будет музыкант.

Татьяна Вольтская: И все-таки, чем не устраивал консерваторию ее прежний ректор?

Василий Сумеркин: Он, по-моему, всех устраивал, но бывают в жизни объективные ситуации, когда что-то с нами происходит, что происходит – мы не знаем, но наступает период, когда мы должны сменить свое кресло.

Татьяна Вольтская: Перед уходом с высокого поста может происходить разное. Владиславу Чернушенко в октябре было предъявлено обвинение в халатности и присвоении денежных средств в крупных размерах, совершенном по предварительному сговору с использованием служебного положения. Консерваторский совет профессоров писал даже открытое письмо президенту, где говорилось: "Мы имеем дело со срежиссированной кем-то кампанией, направленной лично против Владислава Чернушенко с одной целью – вынудить его оставить пост ректора консерватории". Так это или нет, слова оказались пророческими.

Василий Сумеркин: Мы не знаем, виноват ректор или не виноват, но то, что он руководил прекрасно нашим учреждением, и то, что при смене сегодня руководства консерватории долгое время не стихали аплодисменты, когда его благодарили за содеянное, мне кажется, что это является лучшим признанием того, что он ушел, наверное, с чистой душой из консерватории.

Татьяна Вольтская: Не все так уверены в бывшем ректоре консерватории. Иван Михайлов, профессор кафедры камерного ансамбля.

Иван Михайлов: Слухи были вероятно таковы, что происходили какие-то финансовые махинации или злоупотребления. Подробности этого нам, к сожалению неизвестны, правда это или отчасти домысел или отчасти преувеличение, мы не знаем. Думаю, что они могли, если проходят действительно какие-то судебные разбирательства, если имели место какие-то нарушения, то это могло повлиять на решение Министерства, что и могло привести к тому, что произошло сегодня.

Татьяна Вольтская: На то, что произошло сегодня, могло повлиять еще одно обстоятельство: новый ректор Сергей Ролдугин - друг президента Владимира Путина, крестный отец его дочери. Самому Сергею Ролдугину упоминание об этом обстоятельстве в связи с новым назначением не слишком приятно.

Сергей Ролдугин: Я всегда к этому плохо отношусь, потому что я говорю, что я всю жизнь пытался быть самим собой, и когда мне говорят, в заголовок ставят, что друг Путина. Я глубоко люблю и уважаю этого человека и надеюсь другом его и остаться, но здесь есть и обратная сторона медали, потому что бывает, что я приписывал к своим заслугам, газеты приписывают к его заслугам. Но если к его, то я совершенно согласен.

Татьяна Вольтская: Василий Сумеркин считает, что дружба нового ректора с президентом в порядке вещей.

Василий Сумеркин: Это все знают и даже вчера газета "Известия" написала об этом, но это не имеет никакого принципиального значения. Если бы он был музыкантом другого класса, чем он есть на самом деле, то это можно было бы рассмотреть как негативное какое-то действие. Но если президент его друг, если они вместе общаются, но он является музыкантом высокого класса, который, как пишут "Известия", влиял на его музыкальное становление, как личности нашего президента, то я только приветствую это.

Татьяна Вольтская: Внешне подковерные игры и дворцовые перевороты мало сказываются на жизни консерватории - в коридорах смеются студенты, в классах идут занятия. Кое-кто из студентов, правда, очень немногие решаются открыто высказать свою печаль по поводу смены ректора, среди них первокурсница Виктория Дробышева.

Виктория Дробышева: Я очень люблю нашего бывшего ректора санкт-петербургской консерватории, он замечательный дирижер, я всегда посещала его концерты в капелле, он доброй души человек, и я очень рада была, что ректор консерватории был дирижер. Я считаю, что дирижер это лидирующая роль в оркестре, без дирижера нет оркестра. Поэтому я очень сожалению, что будет другой ректор в нашей консерватории.

Татьяна Вольтская: Заведующая кафедрой музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Альбина Кручинина смотрит на дело шире.

Альбина Кручинина: Мы сегодня хоронили эпоху, эпоху Чернушенко. К сожалению, мы хоронили ее так же, как в свое время эпоху Рубинштейна, эпоху Глазунова, эпоху Серебрякова. Мы не умеем говорить спасибо по-настоящему нашим выдающимся деятелям русской культуры. Вспоминаем мы о тех дрязгах, о той грязи, которая лилась на этих выдающихся людей? Нет, не вспоминаем. Мы вспоминаем то, что ими сделано. И я считаю, что и о Чернушенко будем вспоминать именно таким образом. Он сделал русскую консерваторию, он ее сохранил в самые тяжелые годы. Что касается травли, увы, к сожалению, это типичная для русского менталитета ситуация, когда выдающихся людей, людей, которые не умеют за себя постоять, обливают грязью. К сожалению, это наш менталитет.

Татьяна Вольтская: Владислав Чернушенко руководил консерваторией 23 года – это действительно эпоха. О нем говорили разное, но при все том он несомненно был фигурой. О новом ректоре консерватории пока известно только то, что он прекрасный музыкант и друг президента. Преподаватели надеются, что последнее обстоятельство поможет поднять их зарплаты, которые пока меньше зарплаты дворника. Общее настроение можно выразить, перефразируя известную формулу: король убыл, да здравствует король.

XS
SM
MD
LG