Ссылки для упрощенного доступа

Справятся ли московские суды с исками бывших заложников Театрального центра на Дубровке?


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова и Максим Ярошевский.

Петр Вайль: Иски пострадавших в результате террористического акта в Театральном центре на Дубровке начнут рассматриваться 16 января. Такое решение сегодня, 24 декабря, принял Тверской суд Москвы. Сегодня же стало известна и точная дата возобновления мюзикла "Норд-Ост" - 8 февраля. С подробностями наши корреспонденты Любовь Чижова и Максим Ярошевский:

Любовь Чижова: По словам адвоката бывших заложников и их родственников Игоря Трунова, на сегодняшний день в Тверской суд Москвы подано уже 38 исков к правительству российской столицы. Истцы требуют выплатить им более 39 миллионов долларов в счет нанесенного им морального и физического вреда. Но, как считает Игорь Трунов, в ближайшее время общая сумма исков может увеличиться:

Игорь Трунов: На сегодняшний день подано 38 исков. За этой цифрой, конечно, стоит больше реальных жизней и реальных истцов, потому что отдельные иски представляют, допустим, муж, жена и ребенок. Сумма может еще корректироваться, и будет расти. Почему - потому что мы сегодня решили уточнить требования в части материального обеспечения и материальных исковых требований по утрате кормильца. У нас не было возможности собрать документы, собрать справки по материальным требованиям, потому что были 40 дней, люди были заняты, и не было возможности. Сейчас встал этот вопрос о дополнении исковых требований и требований справок с мест работы погибших, свидетельствующих о том, сколько денег они зарабатывали. И в этой части мы будем дополнять, и эта сумма, как исков - она растет каждый день, так и сумма исковых требований тоже будет еще увеличиваться.

Любовь Чижова: По мнению Игоря Трунова, иски бывших заложников будут рассматриваться после нового года, в том числе и потому, что представитель департамента финансов правительства Москвы - ответчика по делу - уходит в отпуск и не сможет присутствовать на служебных заседаниях. Позицию московских властей Игорь Трунов охарактеризовал так:

Игорь Трунов: На сегодняшний день результатов, в общем, пока никаких нет, потому что правительство Москвы по-прежнему возражает, высказывает возражения по поводу исков, но суд обязал их в прошлом судебном заседании представить письменные возражения. Вот, они не представили. Видимо, письменных никаких возражений нет. Есть только голословные возражения.

Любовь Чижова: Как сообщил Игорь Трунов, московское правительство в качестве ответчика по данному делу выбрано не случайно. По закону о борьбе с терроризмом, иски подаются к бюджету того субъекта Российской Федерации, на территории которого произошел теракт. Как только Тверской суд Москвы начал рассматривать иски бывших заложников, представители московского правительства заявили, что требования потерпевших бюджету города не по карману и предложили им требовать компенсаций из российского бюджета. Адвокат Трунов, в свою очередь, попросил перенести рассмотрение исков потерпевших в суды Московской области, мотивируя это тем, что московские суды находятся в прямой зависимости от столичного правительства и добиться объективного рассмотрения дела в столичном суде будет сложно. Тем не менее, сейчас представитель бывших заложников настроен оптимистично:

Игорь Трунов: Конечно, мы чувствуем поддержку от всего общества и все те знакомые, все наши близкие, все друзья, все те, кто есть рядом с нами, они, конечно, "за", и они, конечно, поддерживают нас, и здесь мы чувствуем поддержку всего общества и средств массовой информации. Поэтому здесь единодушное мнение о том, что это стоит делать, и, на сегодняшний день, это, наверное, единственная способность выразить таким образом свое отношение к тому бездействию, которое влечет такие террористические акты. Поэтому здесь настрой уже такой, что не суть даже в том, какие деньги будут выплачены, а суть в том, чтобы привлечь внимание к тому, что происходит.

Любовь Чижова: Не все заложники, бывшие в конце октября на представлении "Норд-Ост", подали иски к московскому правительству. Один из продюсеров мюзикла Георгий Васильев объясняет это так:

Георгий Васильев: Я как заложник не собираюсь подавать исков, потому что я отчасти чувствую свою ответственность за все, что произошло, потому что я такой же избиратель, как и все остальные. И, в общем, я сам формировал в какой-то степени эту власть, и считаю себя не вправе подавать иск. Хотя, я не осуждаю тех людей, которые подают иски против правительства. Я не думаю, что они выиграют эти иски. Но для них и, может, для всех, кто переживает эту боль, для них это способ привлечь внимание общественности не только к своим проблемам, но и вообще к проблеме терроризма, проблеме войны. Наверное, они имеют на это право как граждане.

Любовь Чижова: О дальнейшей судьбе мюзикла "Норд-Ост" рассказывает Максим Ярошевский:

Максим Ярошевский: Со вторника в кассах Театрального центра на Дубровке в Москве продают билеты на мюзикл "Норд-Ост". Первое после трагических событий октября представление состоится 8 февраля. Как признался один из продюсеров мюзикла Алексей Иващенко, самым трудным для возрождения постановки стала замена погибших при захвате Театрального центра актеров и музыкантов:

Алексей Иващенко: Погибли дети. Тяжело об этом говорить, очень. В детской труппе много составов, наша студия - 60 почти человек детей, будут играть другие дети, хотя это, конечно, самое страшное, что с нами случилось. В оркестр набраны новые музыканты. В нашем оркестре не 32 человека, а в целом, во всех составах - почти 100. Мы очень благодарны тем музыкантам, которые, несмотря на все пережитое, согласились работать в "Норд-Осте" и пришли на первые репетиции работать с нами. У нас не было ни одного отказа. Все актеры согласились продолжать работу. Мы не знаем, пока, чего этого будет им стоить, потому что для многих из них это, конечно, страшное совершенно потрясение, но пока все они готовы работать. У нас сейчас идет тренинг, ежедневные репетиции актерские, все работают в полную силу.

Максим Ярошевский: Я знаю, что вы работаете именно с актерами, вы как-то можете оценить сейчас психологическое состояние труппы в целом?

Алексей Иващенко: На мой взгляд, оно очень неплохое, очень боевое, дело в том, что теперь все прекрасно понимают, что по художественному уровню мы обязаны соответствовать самой высокой планке.

Максим Ярошевский: В связи с этим, может, сейчас эмоционально как-то нынешние репетиции отличаются от тех, которые проходили до трагических событий?

Алексей Иващенко: Они, скажем так, отличаются технически. Мы более скрупулезны и меньше прощаем сами себе. Это однозначно. Мы прекрасно понимаем, что скидок нам никто теперь не сделает. Мы должны показать художественный уровень самого высокого класса.

Максим Ярошевский: Георгий Васильев, который по собственному желанию остался в зале театрального центра во время захвата, чтобы помогать заложникам, сегодня впервые за долгое время общался с журналистами как продюсер:

Георгий Васильев: Мы возрождаемся. 8 февраля - официальная дата премьеры возрожденного мюзикла "Норд-Ост". Будет еще пресс-показ 7 февраля. 7 февраля будет культурное событие. 8 февраля будет светское событие – премьера. То, что это будет событие – я не сомневаюсь, потому что очень многие известные люди, многие высокопоставленные чиновники, послы разных государств хотят попасть на премьеру Норд-Оста, и сегодня можно приобрести билеты на 8 февраля. Мы не поднимали цену. Более того, мы не поднимали цен вообще, несмотря на то, что количество мест в зале сократилось в результате реконструкции, уровень цен примерно остался прежним. К 8 февраля мы будем полностью готовы к тому, чтобы открыться. Возникает естественный вопрос, готовы ли зрители, хотят ли они, ждут ли они "Норд-Ост"? Исследовательская группа, социологическая группа "Комкон" провела независимое исследование, это благотворительная акция со стороны "Комкона". Они сделали телефонный опрос нескольких сотен москвичей, репрезентативная выборка выявила очень интересные вещи. 84 процента всех опрошенных считают, что "Норд-Ост" должен жить. При том, что почти стопроцентно опрошенные знали, что "Норд-Ост" - это мюзикл, связывали имя "Норд-Ост" не только с театром, но и с тем, что это явление театральной культуры. На вопрос, должно ли государство поддерживать возрождение "Норд-Оста", почти две трети опрошенных ответили - да. Но, к сожалению, число намеренных прийти на спектакль несколько сократилось по сравнению с тем, что было до теракта. Значительная часть людей сознательно откладывает свой поход на "Норд-Ост" до того, как все успокоится, в расчете на то, что кто-то придет первым, более смелый. Понятно, что существует какой-то психологический барьер. Этот психологический барьер мы должны помочь преодолеть. Мы наметили целую программу социальной реабилитации "Норд-Оста", в эту программу входят и меры по обеспечению дополнительной безопасности зрителей во время спектакля. Это меры по изменению имиджа этого здания. Будет другой баннер, другой интерьер, зал преобразится полностью, другие декорации, картинка, которая известна по телевизионным репортажам, изменится. Занавес будет другим. Изменится аранжировка, костюмы. Изменится дух "Норд-Оста". Это будет светлый оптимистический спектакль, сказка о любви. И останется название - "Норд-Ост".

Мы полны решимости, но, к сожалению, испытываем серьезные финансовые трудности, как и 2 месяца назад. Сейчас обстановка такая - мы посчитали, спектаклю нанесен материальный ущерб, который оценивается в 21 миллион рублей. Сейчас нам удалось собрать 15,3 миллиона рублей. Откуда взялись эти средства. Большая часть этих денег - это негосударственные деньги. Это средства организаций, предприятий, частных лиц, которые просто пожертвовали на восстановление "Норд-Оста". Мы приняли больше 80 пожертвований от физических лиц, граждан России и зарубежных стран. В течение двух месяцев нам нечем было платить людям, работающим в "Норд-Осте", при том, что работы по восстановлению идут полным ходом, труппа в полном составе репетирует, оркестр репетирует. Сегодня вступает в силу закон Российской Федерации, который представляет субвенцию "Норд-Осту" на выплату зарплаты в течение восстановительного периода.

Любовь Чижова: Восстановление мюзикла "Норд-Ост" идет на государственные деньги, и подается властями как задача первой необходимости. В то же время, судьба родственников бывших заложников и пострадавших в результате теракта решается в результате судебного процесса, который может затянуться на многие месяцы, а медицинская и другая помощь людям требуется уже сегодня. Пока же представителям власти, и столичной, и федеральной, заявляют, что все возможное для бывших заложников уже сделано.

XS
SM
MD
LG