Ссылки для упрощенного доступа

На центральной площади Черкесска возобновился митинг с требованием отставки президента Карачаево-Черкесии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Фатима Тлисова и Олег Кусов.

Андрей Шарый: В среду на центральной площади города Черкесска возобновился митинг с требованием немедленной отставки президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева. По словам родственников семи жителей республики, которые были убиты в ночь на 11 октября, этот митинг будет бессрочным, и его участники разойдутся только тогда, когда Батдыев подаст в отставку сам или будет отстранен по предусмотренной в Карачаево-Черкесии процедуре.

Сегодня политический кризис, чисто теоретически говоря, мог разрешиться, поскольку должно было собираться Народное собрание Карачаево-Черкесии. На линии прямого эфира - наш корреспондент в Черкесске Фатима Тлисова. Она расскажет нам, что из этого получилось.

Фатима, каким образом проходило Народное собрание?

Фатима Тлисова: Народного собрания фактически не было. Перед тем как депутаты вошли в зал заседания, прессу попросили удалиться. Заседали за закрытыми дверями. Заседали около двух часов. В результате в 18:30 заместитель председателя Народного собрания заявил, что он объявляет пресс-конференцию. Он объявил, что кворума не было и заседание не состоялось, и назвал действия тех депутатов, которые не явились, политическим актом. Таким образом, они выразили свое отношение к повестке дня.

Андрей Шарый: Прокуратура возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков. Речь идет о вчерашнем захвате Дома правительства республики. Предъявлено ли кому-то обвинение?

Фатима Тлисова: Обвинение никому не предъявлено. Сегодня работала следственная группа. Допрошены практически все люди, которые и сейчас остаются в кабинете президента Карачаево-Черкесии.

Андрей Шарый: Скажите, Фатима, что происходит на площади? Действительно ли митинг продолжается? Что значит бессрочный митинг - не будут уходить с площади участники вообще?

Фатима Тлисова: Сегодня в 5 часов утра на площади никого не было. Все появились где-то около 10 часов. Сохраняются и повышенные меры безопасности. В настоящий момент на площади несколько сот человек.

Андрей Шарый: Что-то известно подробнее о местонахождении президента республики? Сообщалось, что он работает в кабинете председателя правительства Карачаево-Черкесии и обещает обнародовать через день-два план вывода республики из политического кризиса. Есть какие-то подробности?

Фатима Тлисова: В данный момент я нахожусь в приемной председателя правительства Карачаево-Черкесии, президента здесь нет.

Андрей Шарый: Фатима, скажите, пожалуйста, сегодня говорили, что должен приехать в Черкесск представитель президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Появился ли он? Встретился ли с людьми, которые продолжают занимать кабинет президента?

Фатима Тлисова: Сейчас из переговоров в приемной председателя правительства я поняла, что Козак будет здесь с минуты на минуту.

Андрей Шарый: Этот конфликт в северокавказской республике продемонстрировал системный кризис в регионе. При этом федеральный центр не заинтересован в отставке президента Мустафы Батдыева. К такому мнению пришли эксперты, с которыми беседовал сегодня корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Олег Кусов: Северокавказский политик Шамиль Бено только недавно вернулся из поездки по региону. Немало времени он провел и в Карачаево-Черкесии, изучая ситуацию в этой республике.

Шамиль, скажите, пожалуйста, способна ли возможная отставка президента Батдыева нормализовать ситуацию в Карачаево-Черкесии?

Шамиль Бено: Я думаю, что здесь от личности мало что зависит. Проблема здесь в системном кризисе Северокавказского региона, а не в личности. Сам институт государственной власти устроен таким образом, что ни одна проблема не может быть решена без вмешательства органов власти либо региональных, либо федеральных. Я думаю, что неспособна также, потому что система в северокавказских республиках построена таким образом, что проявление частной инициативы практически невозможно.

Само дело Батдыева началось со спора вокруг акций между конкурирующими сторонами. Роль власти в экономике не ограничивается регулированием или контролем, власть непосредственно участвует в распределении собственности или контролирует эту собственность. При такой ситуации на Северном Кавказе конфликты вроде карачаево-черкесского будут возникать достаточно часто.

Олег Кусов: В 1999 году в Карачаево-Черкесии произошел межнациональный кризис, когда карачаевцы и черкесы пытались поддержать своих этнических кандидатов на пост президента. Сегодня конфликт приобретает межкарачаевский характер. Это значит, что все межнациональные конфликты на Кавказе в принципе были только формой, а содержание лежало несколько глубже?

Шамиль Бено: Не могу не согласиться с вами в этом вопросе. Да, это системные кризисы, не имеющие ничего общего с этнополитическими. В центральных регионах России почему не происходит такого рода конфликтов? Потому что сами люди привыкли опираться на государство в решении своих проблем. В южных регионах России ситуация еще с советских времен была достаточно особой, то есть люди привыкли к экономической независимости, привыкли решать свои проблемы сами. Но когда власть или наличие власти дает больше шансов одной группе относительно другой, тогда группа, которая не имеет власти, будет в любом случае бороться за передел портфелей. Причины социально-экономические, на мой взгляд. Пока не будет создана система равных возможностей со стороны властей, имеется в виду пока власть равноудалена, то до тех пор проблемы на Северном Кавказе будут присутствовать.

Олег Кусов: Руководитель кавказской редакции информационного агентства "Регнум" Константин Казенин считает, что конфликт пока не вышел за рамки карачаевского общества.

Константин Казенин: Сейчас тот конфликт, который происходит, это конфликт внутри карачаевского населения. Дело в том, что республика многонациональная. Сейчас пока не предсказуемая реакция. Нет никакой реакции черкесского населения, а это не просто 20 процентов населения - это сильный бизнес, это и позиция русского населения. На самом деле то, что сейчас происходит, по сути, это конфликт внутри достаточно ограниченного сегмента карачаевской элиты. Очаг конфликта дошел далеко. Вряд ли у Батдыева хватит ресурсов оставить все как есть, но для того, чтобы говорить о будущем или как-то его прогнозировать, необходима реакция других слоев, пока в конфликт не вовлеченных.

Олег Кусов: Какие меры, на ваш взгляд, сегодня могла бы предпринять Москва для нормализации ситуации?

Константин Казенин: Быстро отказываться от Батдыева федеральные структуры не хотят, может быть, даже стремятся его оставить. Любая другая ситуация - либо новые выборы всенародные, раз закона еще нет о новом порядке избрания губернаторов, либо направление в республику путинского протеже - то, и то рискованно. Очевидно, что какой-то заготовки на случай отставки Батдыева сейчас нет. Думаю, что реально центр будет стараться, пока это возможно, за него держаться.

Факт, что президент Карачаево-Черкесии своими ресурсами не смог совладать с конфликтом, конечно, более ресурсный президент, более влиятельный президент, наверное, смог бы его разрулить.

XS
SM
MD
LG