Ссылки для упрощенного доступа

Генеральная прокуратура России продолжает преследование в отношении ключевых сотрудников "ЮКОСа"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова и Наталья Голицына.

Кирилл Кобрин: Генеральная прокуратура России продолжает преследование в отношении ключевых сотрудников "ЮКОСа". Басманный суд Москвы санкционировал арест руководителей юридического департамента "ЮКОСа" Дмитрия Гололобова и исполняющего обязанности управляющего делами "ЮКОС-Москва" Алексея Курцина. С подробностями Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Впервые о противостоянии Дмитрия Гололобова и Генеральной прокуратуры России заговорили в ноябре прошлого года, когда главный юрист "ЮКОСа" отказался прийти на допрос в главную прокуратуру страны. Тогда он сослался на Конституцию и законы, однозначно запрещающие адвокатам являться на допрос в качестве свидетелей в рамках их профессиональной деятельности.

Спустя почти год следователи Генпрокуратуры добились-таки в Симоновском райсуде Москвы санкции на обыск в служебном кабинете и в квартире Дмитрия Гололобова. У адвоката изъяли несколько компьютеров и рабочие материалы, а самого Гололобова в тот же день вызвали на допрос в Управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры. Здесь его попросили рассказать о том, кто и как разрабатывал для "ЮКОСа" схему ухода от налогов и мошеннического присвоения акций приватизируемых предприятий, но толку от этих показаний не было. Гололобов опять сослался на свой адвокатский статус и недопустимость разглашения профессиональной тайны, и уехал в Великобританию в командировку. А 12 ноября Басманный суд Москвы санкционировал его арест, после чего адвоката объявили в международный розыск. Говорит сотрудник Управления информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации Виктор Потапов.

Виктор Потапов: 12 ноября нынешнего года суд выдал санкцию на арест адвоката Дмитрия Гололобова, которого журналисты называют главным юристом нефтяной компании "ЮКОС". Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей 160-й Уголовного кодекса Российской Федерации, это присвоение чужого имущества в особо крупном размере. Как считает следствие, Гололобов присвоил акции, принадлежащие "Восточной нефтяной компании" на сумму более 3 миллиардов рублей.

Марьяна Торочешникова: Закавыка в том, что "Восточной нефтяной компании" больше не существует, а Гололобова, по сути, обвиняют в краже акций "Томскнефти", которая когда-то входила в ВНК, но потом присоединилась к "ЮКОСу". Говорит пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин.

Александр Шадрин: Те самые акции "Томскнефти", в хищении которых обвиняют Дмитрия, они в настоящий момент целиком находятся на балансе НК "ЮКОС", все 100 процентов. Мало того, что они находятся на балансе НК "ЮКОС", они еще арестованы судебными приставами. Условно говорят, все они находятся в распоряжении судебных приставов, которые представляют, насколько я понимаю, государственным учреждением. Поэтому если одно государственное учреждение держит в руках, условно говоря, эти акции, а другое государственное учреждение обвиняет адвоката в том, что эти акции похищены, мне кажется, что это лишнее свидетельство того, что компания против "ЮКОСа" - ее сотрудников, ее адвокатов, ее консультантов - абсолютно политически мотивирована.

Марьяна Торочешникова: Сам Дмитрий Гололобов считает обвинение абсурдным, а дело в отношении него «шито белыми нитками и в независимом суде не имеет никаких перспектив". Однако возвращаться в Россию в ближайшее время адвокат не намерен. Во всяком случае, если Генпрокуратура начнет процесс экстрадиции, результат для нее будет неутешительным. Однако по мнению руководителя пресс-службы "ЮКОСа" Александра Шадрина, эта ситуация не может не отразиться на деятельности компании.

Александр Шадрин: Здесь еще такой важный технологический момент. Конечно, компания, которая уже полтора года находится под жестким прессом со стороны налоговых, правоохранительных органов, безусловно, это не внушает оптимизм сотрудникам. Когда главному юристу компании предъявляется обвинение, когда он объявляется в международный розыск, я думаю, что те самые инициаторы дела "ЮКОСа" преследуют еще и такую цель - дать понять сотрудникам компании, что они абсолютно беззащитны, поскольку уж если главного юриста обвиняют в чем-то, то как должен себя чувствовать рядовой сотрудник.

Марьяна Торочешникова: На этой неделе стало также известно и об аресте еще одного менеджера "ЮКОСа" - это исполняющий обязанности управляющего делами "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин. Его обвиняют в присвоении и растрате 22 миллионов рублей, но на сей раз речь идет о деньгах, принадлежащих непосредственно "ЮКОС-Москва". В этом случае наблюдателей больше всего озадачивает тот факт, что пропажу обнаружила не "ЮКОС-Москва", эти деньги якобы потерявшая, а Генеральная прокуратура, куда, судя по всему, никто на пропажу не жаловался.

XS
SM
MD
LG