Ссылки для упрощенного доступа

В Москве открылся Всероссийский съезд судей


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.

Кирилл Кобрин: В Москве открылся шестой Всероссийский съезд судей. На повестке дня проблемы судебной реформы в России. В период подготовки к съезду судьи Свердловской области активно обсуждали инициативу Палаты представителей Законодательного собрания о новом порядке утверждения состава Высшей квалификационной коллегии судей. Российские сенаторы настаивают на том, что это должно быть в их компетенции. На эту тему репортаж нашего екатеринбургского корреспондента Евгении Назарец.

Евгения Назарец: В Свердловской области сегодня работают 230 судей общей юрисдикции и около 200 мировых судей. Ежегодно из-за неправомерных решений областная Квалификационная коллегия лишает полномочий 5-7 судей. Именно вопрос о том, кому должны быть подсудны сами судьи, чаще всего поднимается в связи с судебной реформой, и, конечно, не по инициативе самих судей. Попытки Совета Федерации влиять на Высшую квалификационную коллегию сами судьи рассматривают как нарушение принципа разделения властей: законодательная власть не может быть частью судебной.

Председатель Свердловского областного суда, делегат нынешнего съезда Иван Овчарук полагает, что судьям удастся отстоять свое понимание независимости.

Иван Овчарук: Что касается постановления, которое принял Совет Федерации по вопросу формирования Высшей квалификационной коллегии, это встретило очень решительное несогласие. Безусловно, на съезде этому будет дана оценка. Думаю, что не примет ни съезд судей, ни президент Российской Федерации, который не может не считаться с судейским сообществом. Съезд (не хочу никого обидеть - ни кооператоров, ни кого-то другого, который чем-то другим занимается) представителей судебной власти. Безусловно, президенту нужно знать, чем дышит судейское сообщество, чем ему помогать, а может быть, нужны какие-то меры, чтобы помогать - и становиться лучше, чище, добротнее.

Евгения Назарец: Среди полутора десятков свердловских судей, которые отправились на шестой съезд в Москву, нет судьи областного суда Валерия Ромашкова, хотя именно он примерно год назад обратился с открытым письмом к президенту России о том, что судебная реформа в России зашла не туда. Валерий Ромашков, вероятно, больше, чем кто-либо, имеет право рекомендовать, однако не видит смысла участвовать в таких съездах, какие проходят сейчас.

Валерий Ромашков: Я не ощущаю той заинтересованности в реальной возможности повлиять на ход судебной реформы, хотя бы на обсуждение этих вопросов. Наверное, на третьем съезде и закончился тот романтический период судебной реформы, дальше мы наблюдаем очень хорошую организованность съездов, где все проходит четко, по регламенту, но никаких лишних высказываний. Съезд завершается в точно установленное время, точно поставленными аплодисментами, переходящими в овацию. И вот в связи с этим, несмотря на то, что на первые съезды судей я ездил не просто статистом, в действующий закон о статусе судей вошли целым блоком мои наработки, которые прошли обсуждение среди моих коллег. Но в настоящее время я такого не вижу, поэтому я пессимистически настроен к работе съезда. Если я окажусь неправ, я буду только рад.

Евгения Назарец: Исходя из высказываний самих судей и по комментариям в средствах массовой информации, у общественности, наверняка, сложилось мнение, что у российских судов четыре главных проблемы: коррупция, зависимость, недостаточный уровень квалификации самих судей и несовершенство законов, с которыми приходится работать судьям. Пожалуйста, расположите эти обстоятельства по мере значимости, с вашей точки зрения. Может быть, добавите что-то свое.

Валерий Ромашков: Может быть, первые две проблемы я поменял бы местами, потому что ощущается сильная зависимость судов. Но опять же не столько непосредственно от, допустим, других ветвей власти или от каких-то лиц власть предержащих, а опосредованно через руководство судов. Еще с советских времен во главе высших судов как в самой России, так и в регионах, находятся люди, которые поставлены руководить правосудием еще по воле почившей КПСС. Нынешнее руководство Верховного суда - в основном это люди, которые были делегированы туда по воле Политбюро ЦК КПСС. В регионах немало председателей судов, которые также заняли эти руководящие кресла еще с тех советских времен и продолжают рулить. По сути, все негативные явления в правосудии надо устранять, начиная с замены руководства. Я бы отсыпал им полведра медалей и проводил бы на отдых.

Евгения Назарец: Председатель областного суда Иван Овчарук считает, что на шестом съезде судей на одном из первых мест должны оказаться цеховые проблемы судейского корпуса.

Иван Овчарук: Чего-то ожидать особенного, я думаю, не следует. Это будет обычный, рабочий форум судейского сообщества, который будет решать вопросы взаимодействия органов судейского сообщества. Судебная реформа позволила судам худо-бедно создать более-менее не хорошую, но хотя бы приблизительно хорошую материальную базу для работы судов. Вот сегодня кто-то из звонивших говорил: "Так что же это за суд?! Я в вашем районном суде упала, разбила себе голову". Это стыдобища. Такого не должно быть. Западный мир лучшие здания построил или приспособил под суды. Надо дать достойную заработную плату, надо создать материальную базу для нормальной работы и надо, конечно, увеличить численность судей.

Евгения Назарец: Сегодня каждый из 200 мировых судей в Свердловской области рассматривает в год по 350 гражданско-правовых споров. По меркам развитых стран, немыслимое количество. Штат судей общей юрисдикции с трудом удается укомплектовать на 90 процентов. Опытными считаются судьи, чья практика приходится еще на законы советского времени. При этом все отставки свердловских судей последнего времени произошли по причине неправомерных решений в спорах с экономической подоплекой. Под вопросом оказывается не только независимость, но и компетентность судебной власти.

XS
SM
MD
LG