Ссылки для упрощенного доступа

Конференция по проблемам изменения климата


Дмитрий Казнин, Санкт-Петербург: НАСА опубликовала новые данные о состоянии Арктики, и они неутешительные. Температура на Северном Полюсе существенно повысилась за последние 20 лет. Гигантские ледники тают, их площадь сокращается. К чему это может привести, и какие меры надо предпринять, пока не поздно - в эти дни проблему обсуждают ученые из разных стран на конференции в Санкт-Петербурге.

Согласно отчету межправительственной группы экспертов по проблемам изменения климата, будущее потепление скажется на ледяном покрове Арктики, что может привести к уменьшению толщины арктического льда, а к концу XXI века и к полному его уничтожению. Такие прогнозы, сделанные при помощи моделирования ситуации, подтверждаются и непосредственными наблюдениями со спутника. По сообщению специалистов НАСА, толщина арктического льда по сравнению с 70-ми годами ХХ века снизилась в 2002-м году на 40 процентов. Наиболее интенсивно за всю историю наблюдений льды Гренландии таяли тоже в 2002-м году. Все это наиболее вероятный сценарий развития событий - считает начальник отдела внешних связей арктического и антарктического научно-исследовательского Гидромета Сергей Пряников, хотя есть даже более смелые гипотезы:

Сергей Пряников: Наиболее смелые прогнозы утверждают, что лед вообще исчезнет через 40, а некоторые - чуть ли не через 10 лет. Следующий за глобальным потеплением вероятный сценарий, который принимается многими учеными - это глобальное повышение уровня мирового океана. Вполне солидные западные ученые определяют какую часть суши мы должны исследовать первой, до того, как она потонет.

Дмитрий Казнин: Россия традиционно имеет геополитические интересы в Арктике. По мнению Сергея Пряникова, климатический прогноз напрямую связан с геополитикой. Яркий тому пример - Киотский протокол, который обсуждается в первую очередь политиками, а не учеными. Есть и другие моменты:

Сергей Пряников: Наша антарктическая экспедиция, помимо научных, имеет, естественно, и геополитические цели. Например, российское присутствие на Шпицбергене. Мы там добываем уголь, развиваем науку, и совершенно очевидно, что Россия не хотела бы уходить со Шпицбергена.

Дмитрий Казнин: Возможное потепление климата и таяние льдов Арктики напрямую связано с геополитическими интересами России. Северный морской путь намного удобнее, чем путь через Африку или Индийский океан. Однако, он труднопроходим из-за льдов. Если же льды растают, северные территории обогатятся просто потому, что через их воды пойдут все суда. Такой сценарий, конечно же, рассматривается и политиками, и учеными, но официально его не озвучивают. Пока глобальное потепление - явление из области если не предположений, то и не ближайшего будущего.

XS
SM
MD
LG