Ссылки для упрощенного доступа

Итоги работы Государственной думы – беседа с Ириной Хакамадой


Программу ведет Андрей Шарый. Обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов беседует с вице-спикером Государственной думы Ириной Хакамадой.

Андрей Шарый: За 3 недели до выборов в Государственную думу партии "Единая Россия" и "КПРФ" лидируют среди российских партий в борьбе за голоса избирателей. Об этом говорят данные последних исследований автономной некоммерческой организации ВЦИОМа под руководством Юрия Левады. Вот эти данные: 29 процентов опрошенных назвали "Единую Россию", 23 процента "КПРФ", 8 процентов "ЛДПР", по 6 процентов "Яблоко" и "СПС", 3 процента блок "Родина", по 2 процента набрали "Аграрная партия", блок "Российской партии пенсионеров" и "Партии социальной справедливости". Другие партии и избирательные блоки набрали менее одного процента. Против всех намерены проголосовать 5 процентов участников опроса, 14 процентов пока не определились в своих партийных предпочтениях. Инициативный опрос социологи проводили 13-16 ноября методом интервью на дому среди 1600 россиян.

Итак, депутатам Государственной думы нынешнего третьего созыва остается проработать всего лишь несколько дней. В понедельник Дума начала свою последнюю рабочую декаду. Некоторые итоги четырехлетней работы нижней палаты российского парламента наш обозреватель Михаил Соколов подводил вместе с вице-спикером Государственной думы и вице-спикером партии "СПС" Ириной Хакамадой:

Михаил Соколов: Ирина, сегодня на совете Думы Геннадий Райков и центристы предложили фактически провести несколько заседаний по бюджету, а еще два отменить и 25-26 ноября не собираться. Мотив, как сказал Геннадий Райков, следующий:

Геннадий Райков: Заседания во вторник-среду на следующей Думе - снять. Центристские фракции об этом договорились, потому что очень много одномандатных депутатов, которые избираются, и просто не будут присутствовать на следующих заседаниях в Думе.

Михаил Соколов: Такова позиция Геннадия Райкова. Видимо, завтра так и будут голосовать?

Ирина Хакамада: Это, конечно, смешно, потому что все прекрасно видят картинку, когда в зале депутатов очень мало, и присутствуют они, или нет - заседания в течение года идут. Это нормально, потому что все позиции согласованы уже на заседаниях комитетов и фракций. Я думаю, это связано с тем, что партия власти - "Единая Россия" и примыкающие к ней, имеют настолько большой административный ресурс, что им не нужны заседания Думы, они действительно готовы работать в регионах. Но те, у кого этого ресурса нет, используют заседания Государственной думы, чтобы двигать нужные законы - та же автогражданка, и так далее, чтобы иметь трибуну - это показывают бесплатно средства массовой информации, поэтому лучше всего это убрать.

Михаил Соколов: Но там же, насколько я знаю, были и достаточно серьезные законы, например, вопрос о повышении детских пособий.

Ирина Хакамада: И детские пособия, кстати, действительно принципиальный вопрос. Там было несколько законов, один до 300 рублей, другой - еще большие суммы, и автогражданка зависла, и выкуп земли, и спецсчета по "НДС" - это все очень серьезно.

Михаил Соколов: Как вы считаете, это удар, согласованный с Кремлем - лишить любую оппозицию, левую и правую, парламентской трибуны?

Ирина Хакамада: Я думаю, что все, что делает "Единая Россия", согласовано с Кремлем.

Михаил Соколов: А "Народная партия"?

Ирина Хакамада: А вот "Народная партия" согласовывает с другой частью Кремля. Там есть две части. Одни - силовики, другие - теперь уж я не знаю кто, назовем их "сурковцы". Они друг с другом борются.

Михаил Соколов: Каков ваш прогноз на завтрашнее голосование: эти замечательные идеи урезать Думу в ее деятельности пройдут?

Ирина Хакамада: Если проголосует "четверка" плюс "Нардеп", то проходит автоматически.

Михаил Соколов: Какова будет позиция "СПС" и "Яблока" по бюджету? Третье чтение на этой неделе, что вы будете делать? Два чтения вы голосовали против.

Ирина Хакамада: И третье будем голосовать против, потому что мы уверены, что наши поправки перераспределить средства даже внутри статей в пользу здравоохранения и образования не проходят, поэтому нас не будет, мы будем голосовать против.

Михаил Соколов: А мне казалось, что для вас принципиально раскрытие части военного бюджета?

Ирина Хакамада: Раскрыли уже, но не совсем до конца, а для нас все-таки принципиально не только раскрытие военного бюджета. Я себе каждый раз задаю вопрос, почему без серьезной реформы правоохранительных органов мы из года в год увеличиваем их финансирование. Сегодня это составляет 30 процентов всего федерального бюджета, а военные люди говорят - где же деньги? До них ничего не доходит. Соответственно, это означает, что все непрозрачно, зарплаты им сильно не повышаются, и при этом образование и здравоохранение, соответственно, составляют 5 и 4 процента от бюджета. При этом мы говорим, что Россия входит в конкурентную борьбу в XXI веке, и образование становится инвестиционной отраслью, которая обеспечит нам конкурентоспособность. Я ничего не понимаю. Я считаю сегодняшний бюджет. Я вам объясню на простом примере, что мне напоминает сейчас политика правительства. Живет семья, в семье заработали деньги, и вместо того, чтобы купить продукты, создать условия для нормальной жизни, они откладывают их на сберкнижку, и отец семейства - премьер-министр - говорит каждый раз: ничего, ничего, поедим черного хлебушка, попьем водички, зато у нас знаете сколько на сберкнижке? Уже тысяча долларов. На следующий месяц две тысячи.

Михаил Соколов: Может, они на машину копят.

Ирина Хакамада: Наконец семья спрашивает: что же такое, мы живем не как люди. А он говорит: это на случай гражданской войны, когда цены на нефть упадут, у нас с вами на хлебушек хватит, мы на резерве протащимся года два.

Михаил Соколов: Но это действительно идея стабилизационного фонда, и она, кстати говоря, очень поддерживается и президентом и правительством.

Ирина Хакамада: Глупость.

Михаил Соколов: Почему?

Ирина Хакамада: Потому что никакой стабилизационный фонд долго не протянет, если нет альтернативы нефтяной, сырьевой экономике - он все равно кончится.

Михаил Соколов: Но два года, представляете...

Ирина Хакамада: Ну и что два года? А что мы делали все эти 4 года? Проблема в этом. Нормальные экономики все вырастали, испытывали экономическое чудо, когда, если валились деньги с неба, это тратилось на то, чтобы максимально убирать налоги, максимально раздавать недвижимость, землю, и так далее, чтобы корпорации расширялись, росла, бухла, обрастала шерстью овца национальной экономики, а потом можно было ее стричь. И когда за счет этого страна зарабатывала деньги, на смену консерваторам и республиканцам приходили социал-демократы. А сейчас нужны мы, правые, всей стране.

Михаил Соколов: А у власти-то кто, на самом деле?

Ирина Хакамада: А у власти никто. Ни то ни се, ни два ни полтора, такой баланс интересов.

Михаил Соколов: Ирина, а как вы спрогнозируете ситуацию на будущее, до президентских выборов, на эти 3-4 месяца. Предположим, избирается Дума примерно нынешнего состава, и предвыборная кампания продолжается - это определенный момент политической дестабилизации. Что будет в этот период?

Ирина Хакамада: В этот период ничего интересного не будет.

Михаил Соколов: То есть будет продолжаться дело "ЮКОСа", будет такая трясучка на рынке?

Ирина Хакамада: Да, Ходорковский будет сидеть, как и сидел. Я думаю, будет суд. Все равно сделают все для того, чтобы он остался уже по обвинению лет на 5, пока президентские выборы 2008-го года не пройдут. Президент 3 месяца будет вести максимум благоприятную политику для всех, потому что он хочет победить в один тур. И все. Это все неинтересно абсолютно. Все фигуры расставлены, известно, кто победит, никакой интриги особенной не будет, Касьянов ни в какие президенты не двинет, потому что иначе ему грозит тюрьма.

Михаил Соколов: Ирина, еще один вопрос: не считаете ли вы необходимым, чтобы Михаил Ходорковский из тюрьмы баллотировался на пост президента?

Ирина Хакамада: Если ему это поможет выйти из тюрьмы - пусть баллотируется, но там тоже не дремлют. Там есть определенный срок, когда себя можно объявлять кандидатом, кандидат в президенты действительно может выйти под залог, или как-то он должен быть освобожден с подпиской о невыезде, поэтому попробуют провести судебное заседание и предъявить ему обвинение до объявления кандидатства.

XS
SM
MD
LG