Ссылки для упрощенного доступа

Политико-экономические разногласия Белоруссии и России - переговоры по поставкам газа


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Минске Виталий Цыганков и экономический обозреватель РС Иван Трефилов.

Петр Вайль: В середине ноября Белоруссия может остаться без российского газа - объемы топлива, согласованные в межгосударственном контракте, республика уже получила. Сейчас Минск пытается договориться с Москвой об увеличении поставок. Из белорусской столицы передает наш корреспондент Виталий Цыганков:

Виталий Цыганков: К середине ноября Беларусь выберет весь объем поставок газпромовского газа, предусмотренный соответствующими белорусско-российскими договоренностями. По этим соглашениям, гарантированные поставки газа по льготным внутрироссийским тарифам - 24 доллара за 1000 кубометров - составят свыше 10 миллиардов кубометров в год. Еще 6 миллиардов поставляет компания Итера, однако, по цене 36 долларов. Естественно, белорусские власти хотели бы получать как можно больше топлива от Газпрома по смешным льготным ценам. Газпром, однако, заявляет, что, выполнив к середине ноября свои обязательства, компания не желает больше поставлять в Беларусь газ выше установленного графика. Переговоры белорусских энергетиков с руководством Газпрома, прошедшие недавно в Москве, завершились ничем. Проблема довольно очевидна. Беларусь просто не платит за газ даже по этим льготным внутрироссийским тарифам. Задолженность Минска превысила 200 миллионов долларов. Российская сторона впервые обвинила белорусов в несанкционированном отборе газа. Заместитель председателя правления Газпрома Александр Рязанов даже употребил слово "воровство". Почему же в таких условиях российские компании продолжают поставки газа в Беларусь? Мнение белорусского эксперта, директора Центра Мизеса Ярослава Романчука:

Ярослав Романчук: Газ - это политический товар, и пока не будет решения правительства о пересмотре энергетических отношений, и политических, с Белоруссией, Газпром будет поставлять газ даже себе в долг.

Виталий Цыганков: Впрочем, некоторые аналитики считают, что у Газпрома есть свои намерения насчет растущего белорусского долга. В белорусско-российских межгосударственных соглашениях предусмотрено акционирование белорусского энергетического монополиста - Белтрансгаза. Газпром желает получить блокирующий пакет акций предприятия за счет 200-миллионого долга, чтобы контролировать белорусскую систему магистральных трубопроводов. Однако, Александр Лукашенко вот уже полтора месяца не подписывает подготовленный правительством проект указа об акционировании. Минск опасно балансирует между желанием получать дешевые энергоносители и не поступиться собственной экономической независимостью. Впрочем, об этой независимости можно говорить достаточно условно. Как бы то ни было, белорусское правительство продолжает переговоры с Газпромом, однако, в то же время, рассматривает возможность альтернативных поставок энергоносителей, в частности, малореальный проект закупок польского угля. Однако, очевидно, что зависимость Беларуси от российского газового краника велика как никогда. Просто до сих пор у Кремля не было политических причин серьезно напомнить Минску об этом.

Петр Вайль: Переговоры об увеличении экспорта российского газа в Белоруссию пока не принесли никаких результатов. В Москве надеются, что сначала белорусские власти смогут заплатить за уже экспортированное в республику топливо. Рассказывает экономический обозреватель Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Москва не считает себя виновной в том, что Белоруссия испытывает трудности с поставками газа для внутреннего потребления. Просто российским властям, похоже, надоело дотировать экономику соседней республики, поставляя энергоносители по бросовым ценам, да еще и мириться с тем, что белорусские покупатели платить за них совсем не торопятся.

Топливный баланс Белоруссии на этот год предусматривает поставку в республику шестнадцати с половиной миллиардов кубометров газа из России. Большую часть сырья, а именно чуть более десяти миллиардов кубометров обязан экспортировать российский Газпром. Все остальное белорусские потребители собирались купить у частной нефтегазовой компании Итера. Но стоимость энергоресурсов у этих поставщиков сильно различается.

К началу ноября весь газпромовский лимит оказался практически использованным, а Итера, давно не получающая деньги за свое топливо, сокращает объемы экспорта. Поэтому белорусские власти надеялись, что российские правительство санкционирует дополнительные поставки газа по сниженным ценам. Логика Минска вполне объяснима - там считают, что раз один из поставщиков не выполняет своих обязательств, то эти объемы должен восполнить другой экспортер, а именно Газпром. По крайней мере, как говорит министр энергетики Белоруссии Владимир Семашко, балансовые задания должны соблюдаться.

Эти доводы минских чиновников Москву не убеждают. Их переговоры с Газпромом уже закончились провалом - руководители концерна ясно дали понять, что больше не собираются в ущерб собственному бизнесу закрывать дыру в топливном балансе соседней республике. Более того, российский газовый монополист требует от белорусских потребителей погасить задолженность за уже отправленное в республику топливо.

Потери Газпрома от сотрудничества с Минском действительно впечатляют. По соглашениям, компания должна продавать белорусам топливо по цене около двадцати долларов за тысячу кубометров. Но с учетом бартера и реального уровня оплаты, российскому поставщику вообще достается от двух до трех долларов за тысячу кубометров экспортированного в Белоруссию газа.

Сейчас Газпром настаивает, чтобы в счет погашения долга власти республики отдали ему до 30 процентов акций Белтрансгаза - компании, которая владеет белорусскими газопроводами. Более того, в Москве считают, что Минск должен пойти на создание совместного с Россией предприятия, которое займется сбытом топлива на республиканском рынке. Однако, белорусы категорически возражают - в этом случае они потеряет единоличный контроль над всеми газотранспортными сетями государства.

Конфликт, похоже, уже переходит в политическую плоскость. Газпром контролируется российским государством и, в случае прямой команды, он неминуемо продолжит поставки топлива в союзную республику. Однако правительство страны предпочитает пока молчать. Как Белоруссия собирается прожить без газа до конца года, сейчас непонятно никому.

XS
SM
MD
LG