Ссылки для упрощенного доступа

Кого Москва назначила новым премьер-министром Чечни?


Ведет программу Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Елена Смагина, Муса Хасанов, Михаил Соколов, Мелани Бачина беседует с Андреем Бабицким и главным редактором чеченской газеты "Голос Отчизны" Шарипом Асуевым.

Петр Вайль: Москва назначила новым премьер-министром Чечни Михаила Бабича – вице-губернатора Ивановской области. О реакции чеченцев на это назначение – наш северокавказский корреспондент Муса Хасанов.

Муса Хасанов: Вице-премьер правительства Чечни Мовсар Хамидов, сегодня утром выступая по республиканскому телевидению, сообщил жителям Чеченской Республики, что в ночь на среду глава временной администрации Ахмад Кадыров подписал указ о назначении нового председателя чеченского правительства. Им стал 33-летний Михаил Бабич, вице-губернатор Ивановской области. Он – москвич, в 1990-м году закончил Рязанское высшее военное училище связи и, прослужив в армии более 5 лет, уволился в запас в звании капитана, после чего получил второе высшее юридическое образование. В начале 2000-го года Бабич занял пост вице-губернатора московского региона, а с марта 2001-го работал первым заместителем главы администрации Ивановской области. Кандидатура Бабича на пост главы правительства Чечни была выдвинута самим Кадыровым - рассказал Хамидов. По его словам, назначенный 7 ноября текущего года министром России по делам Чечни Станислав Ильясов, ранее возглавлявший чеченское правительство, в пятницу 15 ноября обещал лично представить своего преемника руководству республики и ее гражданам.

Перемены в правительстве Чеченской Республики местными жителями встречены без особого ажиотажа и энтузиазма. "Нам, так и не увидевшим за годы войны в республике ни одного чиновника, которому удалось бы создать продуктивно работающую систему власти, которая могла бы остановить военные действия и обеспечить основные права и свободы граждан Чечни, не верится, что это удастся Бабичу, даже если допустить, что он захочет этого", - говорят местные жители, утверждая при этом, что им, оказавшимся на грани нищеты, голода и разрухи, нет никакого дела до нынешнего правительства и руководства республики, так же, как нет дела чеченским чиновникам до местных жителей. Комментируя создавшуюся ситуацию в Чеченской Республике, проживающие здесь люди говорят, что они стали заложниками как своих, так и пришлых сил, которые стремятся к власти не для блага чеченского народа, а ради своих корыстных амбиций, ярким примером чего, по их словам, служит сам Ахмад Кадыров, вчерашний соратник Аслана Масхадова, призывавший чеченцев к борьбе за независимость, а сегодня представший перед народом в своем истинном лице, без маски духовного наставника народа.

Петр Вайль: Как проявил себя Михаил Бабич на посту вице-губернатора Ивановской области – об этом наш корреспондент в Иванове Елена Смагина.

Елена Смагина: 12 ноября в выпуске местных новостей губернатор Ивановской области Владимир Тихонов с гордостью прокомментировал назначение своего заместителя Михаила Бабича председателем правительства Чеченской Республики: "Вот какие кадры мы вырастили". Между тем, впервые в Иванове имя Михаила Бабича прозвучало в связи с уголовным делом. 5 лет назад работники московского охранного агентства "Антей" зверски избили руководителей Ивановской швейной фабрики "Ившвея". Эта акция устрашения была нужна для того, чтобы вынудить руководство предприятия передать контрольный пакет акций швейной фабрики в собственность московской корпорации "Антей". Руководил корпорацией "Антей" Михаил Бабич, он же пострадавшими был назван заказчиком преступления. По словам заместителя директора фабрики "Ившвея" Беспалова, во время избиения преступники звонили Михаилу Бабичу в Москву, передавали телефонную трубку Беспалову, и Бабич спрашивал его: "Ну что, продаешь акции?" Исполнителей преступления суд приговорил к заключению на срок до 4 лет. В отношении Бабича юридической развязки дело не получило до сих пор.

Второй раз Михаил Бабич появился в Иванове после скандала на тему коррупции на московском мясо-молоко-перерабатывающем комбинате. Там Бабич работал до прихода в правительство Московской области. Уголовное дело по факту махинаций в акционерном обществе "Росмясомолторг" было закрыто, когда Бабич, будучи уволен с поста вице-премьера правительства Подмосковья, занял место заместителя губернатора Ивановской области.

После назначения на пост вице-губернатора Ивановской области Бабич стал играть роль "серого кардинала", задвинув Михаила Тихонова на второй план. После его прихода во властных структурах стали открыто говорить, что областью управляет Бабич. Его же называли авторитетным политиком. Крайне недоволен назначением Михаила Бабича оказался начальник областного управления внутренних дел Геннадий Панин. Панин инициировал проверку и возбуждение уголовного дела по проведенной с участием Бабича продаже пакета акций Ивановского спирткомбината "Петровский". Крайне негативно было расценено и усердие Бабича в выбивании бюджетных денег на восстановление Ивановского аэропорта. Фактически за счет бюджета была проведена его предпродажная подготовка. Бабич сильно мешал и губернатору Тихонову, и тот лично хлопотал о переводе Бабича в Москву.

Петр Вайль: Мелани Бачина побеседовала с главным редактором издающейся в Москве чеченской газеты "Голос Отчизны" Шарипом Асуевым и Андреем Бабицким.

Мелани Бачина: Андрей, мы слышали, с именем Бабича связан целый ряд громких скандалов, его обвиняли в финансовых комбинациях, против него возбуждались уголовные дела. Во время его работы в Иваново даже появилась такая поговорка, что, где Бабич, там и деньги. Вот этот человек становится первым заместителем главы администрации Чечни. Почему, на ваш взгляд, президент выбрал именно эту кандидатуру?

Андрей Бабицкий: Мне сложно судить, я думаю, что здесь можно иметь сразу несколько версий в виду. И, пожалуй, одна из наиболее очевидных, которая сразу приходит на ум, это попытка российского руководства сегодня отказаться от практики, которая проводилась в течение нескольких лет, а именно рекрутировать в местную власть местных же выдвиженцев, как это было в случае с первым набором чеченских руководителей. В последнее время, как мне кажется, в Кремле возобладала иная точка зрения, что Чечне нужны пришлые люди во власти и только они смогут, не будучи связаны с какими-то внутренними обязательствами, они смогут достаточно свободно действовать в интересах России, в интересах федеральной власти. Может быть эта концепция сыграла свою роль, однако я хочу заметить, что по всей вероятности такие серьезные кадровые перестановки на верхних этажах чеченской власти вряд ли сегодня могут иметь определяющее значение, поскольку все же в Чечне власть, вся полнота власти по-прежнему остается в руках военных и это фактор определяющий. Ни одна гражданская сила в Чечне, в том числе и собственно власть как таковая, квази-государственные структуры не способны препятствовать военным, не способны им помешать в их действиях, как бы военные эти свои действия ни мотивировали. Наверное, есть и еще одно обстоятельство, которое следует учитывать. Человек с репутацией Бабича, репутация, как мы понимаем, двусмысленная, в общем вполне мог сознательно пойти на такой шаг, как войти в руководство Чеченской республики, поскольку, есть такая хорошая поговорка – война все спишет. И действительно в Чечне это не первый случай, когда люди с крайне сомнительной репутацией фактически оказывались у руля власти и в общем через какое-то время об их достаточно сложном прошлом как-то уже никто не вспоминал. Это было в случае с Бисланом Гантамировым, который сейчас, как мы знаем, руководит конституционными процессами в республике.

Мелани Бачина: В связи с этим я хотела бы обратиться к Шарипу Асуеву, главному редактору чеченской газеты "Голос Отчизны". Сам Кадыров, когда говорил о назначении Бабича, сказал, что выбор был большой, на эту должность были люди, сами изъявляющие желание испытать себя, различные ведомства рекомендовали различных политиков. Шарип, почему, на ваш взгляд, Кадыров согласился на это назначение или у него действительно не было выбора? И согласны ли вы с Андреем в том вопросе, что эти кадровые изменения. Кадровые перестановки в руководстве чеченской республики никак не повиляют на ситуацию?

Шарип Асуев: Сразу отвечая на вопрос, согласен ли я с Андреем, я скажу – да. Более того, отрицательно может повилять подобная перестановка, это безусловно уйдет уйма драгоценного времени на создание новой команды. Второе – это затормозит и без того ни шатко, ни валко процесс восстановления экономики и социальной сферы в Чечне. Уйдут, я думаю, отдельные министры и особенно вице-премьеры. И четвертое, я думаю, что будет создано несколько уголовных дел, но, видимо, мелких. Ведь то, что в Чечне воруют деньги, это секрет, судя по всему, только для Счетной палаты России. А почему Кадыров согласился на такое предложение, это мне трудно комментировать. Я полагаю, что назначение Михаила Бабича было не без ведома Станислава Ильясова. Обратите внимание на тот факт, что хоть было много кандидатур, но реально рассматривались две – это мэр города Кизляр Владимир Пономарчук и сам Михаил Бабич. Мэр Кизляра, я думаю, что те, кто знает ситуацию на Северном Кавказе, увидят связь, это город, где работал в свое время сам Ильясов. Возникает вопрос, почему Иваново, откуда появился? Честно говоря, я думаю, что Кадыров а Михаиле Бабиче узнал только в последнюю минуту.

Мелани Бачина: Андрей, кадровое перемещения в руководстве Чечни начались сейчас, после теракта в Москве, после разговоров правительства России о борьбе с терроризмом, на фоне разговоров о бескомпромиссности решения чеченской проблемы, о том, что никаких переговоров с преступниками. По вашему мнению, это как-то связано между собой, есть какая-то нить?

Андрей Бабицкий: Я думаю, что связано в значительной степени. Потому что Кремль в течение длительного времени, хотя и публично отвергал всякую возможность переговоров, все-таки за кулисами осторожно нащупывал какую-то почву для диалога. Сегодня он фактически отрезал для себя все это поле возможностей каким-то образом попытаться договориться с воюющими чеченцами. И по всей вероятности, ощутив, что вариантов мирного урегулирования чеченской проблемы становится существенно меньше, а если сказать точнее, вне переговорного процесса их и вовсе не остается, я думаю, что и в Кремле есть люди, которые это понимают, он начинает лихорадочно перебирать довольно мелкие рецепты, которые, может быть, даже совершенно случайно попали в некие кремлевские папки.

Шарип Асуев: Я эту связь не вижу, я объясню почему. Дело в том, что как минимум за две недели трагических событий в Москве было уже известно, что Станислав Ильясов уходит со своего поста. Правда, по крайней мере мне, не была известна фамилия его преемника, но то, что он уходит и на его место будет назначен другой человек, было заведомо ясно. Хотя тогда, видимо, шла какая-то подковерная борьба за этот пост, потому что даже после того, как эта информация стала известной, Владимир Елагин несколько раз назначал пресс-конференции и чувствовалось, что до последнего пытается сохранить за собой пост министра, отвечающего за Чечню. Поэтому сказать, что новое вчерашнее назначение Бабича связано с трагическими событиями в Москве и с ужесточением политики в самой Чечне я бы не стал.

Петр Вайль: В завершении темы – слово нашему обозревателю Михаилу Соколову.

Михаил Соколов: Назначение Михаила Бабича главой чеченского правительства лишь завершает сложную ноябрьскую кадровую рокировку. Первым делом Владимир Путин заменил конфликтовавшего с Германом Грефом главу Госстроя Анвара Шамузафарова генерал-полковником Николаем Кошманом. В утешение отставнику обещан пост советника президента. Возглавивший Госстрой генерал Николай Кошман известен в качестве главы завгаевского правительства Чечни 95-96-го годов. Именно тогда Борис Ельцин развел руками – куда, де, потратили пять миллиардов рублей? Служил генерал-полковник по чеченской части в ранге вице-премьера, забавно, что уже после отставки Николай Кошман сохранял в Белом доме вице-премьерский кабинет, состоя как бы в кадровом резерве правительства. И вот дождался своего часа. Снят с должности министр по восстановлению Чечни бывший оренбургский губернатор Василий Елагин. На его место назначен послуживший главой чеченского правительства Станислав Ильясов. Ильясов злодействами себя не пятнал и пытался умирять пыл любителей мочить кого попало. Новый министр по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Чечне хочет сконцентрировать в своих руках максимум полномочий - и правительственную комиссию, федеральную дирекцию, и правительство республики. Амбиций бывшему энергетику из Ставрополя не занимать. Ильясов рассчитывает распределять госзаказы на финансирование восстановительных работ. Деньги пойдут и через Госстрой Николая Кошмана, и прямо в чеченское правительство, которое возглавил ивановский вице-губернатор Михаил Бабич. В 95-м году капитан Михаил Бабич служил в Грозном, потом трудился на ниве бизнеса. На посту зам ген директора ОАО "Росмясомолторг" побывал од следствиям, компания якобы присвоила часть средств, предназначенных для пенсионного фонда. С госслужбы с поста вице-губернатора Московской области он ушел из-за уголовного дела о кретидах "Гута-банка". Теперь генпрокуратура расследует новое дело, о том, как вице-губернатор ивановской области Бабич продавал контрольный пакет акций спиртокомбината. В общем, к 33-м годам Михаил Бабич вырос до профессионального управленца с большими связями. Теперь понятен состав руководящего консорциума по второму восстановлению Чечни: от федеральной власти в качестве смотрящего из Москвы за процессом распределения бюджетных средств Станислав Ильясов, подрядчик - глава Госстроя Николай Кошман, исполнитель – Михаил Бабич. Кстати, у господина Бабича будет и еще один экономический ресурс. Только что личным решением президента Путина деньги, которые выделялись через миграционную службу МВД беженцам из Чечни на найм жилья в Ингушетии, отныне переводятся под прямой контроль правительства Чечни и выплачиваться они будут в Грозном тем, кто возвращается в республику, но не имеют жилья. Средства вроде бы не большие, но с учетом размеров чеченских семей, складываются в немалую сумму. Главе Чечни Ахмаду Кадырову президентом предназначена декоративная роль – освещать, как и подобает муфтию, все начинания власти. Реальных рычагов влияния на силовые структуры Кадрову не намерены, а финансовые потоки пойдут в Чечню под жестким контролем связки Ильясов-Кошман-Бабич.

XS
SM
MD
LG