Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

По каким местам проходит тур "Уральская Голгофа, разработанный историками российской монархии?


Ведет программу Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Евгения Назарец, которая беседует с руководителем екатеринбургского центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадимом Винером и директором Монархического информационного агентства Виктором Козловским, Мелани Бачина беседует с культурологом и историком Ильей Смирновым.

Петр Вайль: Екатеринбургские исследователи истории русской монархии разработали тур «Уральская Голгофа» по местам, связанным с жизнью и гибелью царской семьи. Из Екатеринбурга - репортаж Евгении Назарец.

Евгения Назарец: Как говорит руководитель екатеринбургского центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадим Винер, название этому паломническо-экскурсионному маршруту дали слова последнего российского императора Николая Второго.

Вадим Винер: Голгофа – это место убийства. Николай Второй говорил: "Если России нужно искупить жертвы, я буду этой жертвой". Тур получился лаконичный, 11 дней, есть вариант тура из Петербурга, есть вариант тура из Москвы. Если говорить о Петербурге, то смотрят места, связанные с Петербургом как столицей, это памятные места, связанные с Николаем Вторым. Отдельное посещение Царского села и потом уже надо было бы по логике везти в Тюмень, но поездов в Тюмень нет, поэтому пришлось ехать через Екатеринбург.

Евгения Назарец: Основная часть путешествия туристов по Уралу, и не только по местам, которые связаны с заточением и гибелью семьи Николая Второго. Иностранцам, а экскурсия рассчитана в первую очередь на русскую эмиграцию, предстоит из Екатеринбурга проследовать в Тюмень, Тобольск, попутно посетить музей Распутина в селе Покровское, далее путь лежит в Алапаевск на место гибели Великих князей и даже в городки Чердань и Ныроб Пермской области.

Вадим Винер: Ныроб известен всему миру как место первого заточения Романова на Урале. Дело в том, что в яме в городе Ныроб находился Федор Никитич Романов, родной дядя Михаила Федоровича, он был туда заключен Борисом Годуновым. Если бы не жители Ныроба, он бы умер с голоду. Те ему не дали умереть, он был, естественно, потом канонизирован, жители города, которые его спасли, получили вольную.

Евгения Назарец: Вадим Винер называет подобный туризм "русским экстремимом", ведь заграничным паломникам придется путешествовать по уральской глубинке на поездах местного значения, где и сегодня уровень сервиса дает понять, какие лишения принимали сосланные царственные страстотерпцы в начале прошлого века. Пока паломнический экскурсионный маршрут "Русская Голгофа" состоялся как проект. Как тур он впервые должен состояться 26-го ноября, когда на Урал прибудет первая группа туристов из Соединенных Штатов Америки.

Петр Вайль: Появление нового тура "Уральская Голгофа" – говорит о том, что в России меняется отношение к событиям 18-го года, к казни последнего русского царя и его семьи – так считают организаторы этого тура. Один из них - екатеринбуржец кандидат экономических наук Виктор Козловский - происходит из древнего рода Рюриковичей. Он создал историко-научный центр «Судьба династии», возглавил первое в России Монархическое информационное агентство. Евгения Назарец побеседовала с Виктором Козловским.

Евгений Назарец: События, связанные с пребыванием и с казнью в Екатеринбурге семьи последнего русского императора. Эти события они препятствовали распространению или даже изучению монархических идей на Урале или, наоборот, на ваш взгляд, они вызвали повышение интереса в обществе к монархическим идеям?

Виктор Козловский: Конечно, я помню, когда были всенощные по случаю Рождества Христова в этом году, то я там обнаружил людей из Санкт-Петербурга. И когда сам в марте месяце оказался в Питере и поехал в государев храм в Феодоровской Божьей матери в Царском селе, там стоит памятник Николаю Второму, положил цветы и поклонился, там стояла одна не старая еще женщина. И когда я сказал, что я из Екатеринбурга, она мне сразу сказала –"Я из блокадниц, я с удовольствием посещу это святое место".

Евгения Назарец: Сегодня в России часто проводят параллели между президентской формой правления и монархической в их российском, естественно воплощении. Вы находите это сходство?

Виктор Козловский: Я не согласен. Ведь Путин в своем телеобращении по недавно прошедшей переписи сказал следующее: "Я нанят обществом на четыре года". Тут приходят временщики, и с президентом приходит его команда. А ведь когда это наследственная власть, то как же так, я, как отец, могу отдать своему сыну расстроенное народное хозяйство? Я буду всеми силами бороться за преумножение. И действительно ведь так было.

Петр Вайль: Известный московский культуролог и историк Илья Смирнов придерживается противоположной точки зрения. Он уверен, что в России всегда, так или иначе, было монархическое правление, включая нынешнюю власть. С Ильей Смирновым беседовала моя коллега Мелани Бачина.

Мелани Бачина: Илья Викторович, некоторые эксперты в России говорят, что Путина можно сравнить с монархом, это и элементы правления монархические, отношение народа, такая любовь к монарху и обвинение во всех бедах, которые есть, окружение. Все-таки вы какой точки зрения больше склоняетесь?

Илья Смирнов: Путина, конечно, можно сравнить с монархом, и конституция 93-го года у нас в достаточной степени монархическая. Но не дай Бог ему походить на такого монарха, каким был Николай Александрович Романов, сегодня обсуждаемый. Вот я со своей стороны проблему разделил бы четко пополам. Это убийство детей, совершенное в 18-м году, безусловно, непростительное преступление и дикость, не оправдываемая даже условиями гражданской войны. Я думаю, что руководители страны, которые тогда это санкционировали или не отмежевались от этого преступления, они в конечном итоге предопределили во многом и собственную судьбу, и судьбу своих собственных семей уже во время сталинского террора. Будучи материалистом, как положено ученым, я, конечно, не верю ни в какой злой рок, мистику и так далее, но все-таки невозможно не увидеть греческого рока в таком классическом его афинском трагическом понимании в том, как началась и закончилась династия Романовых. Почему-то об этом не любят вспоминать, и раньше не любили, и сейчас не любят. Но ведь правление Романовых началось с торжественного акта детоубийства, то есть был у всех на глазах публично казнен маленький мальчик царевич Иван, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия Второго. Я могу просто зачитать кусочек источника, чтобы было понятно, что такое вообще на Руси монархическая власть. "Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головой на место казни. Так как в это время была метель, и снег бил мальчику по лицу, то он несколько раз спрашивал плачущим голосом: "Куда вы несете меня?". Но люди, несшие ребенка, не сделавшего никому вреда, успокаивали его словами, доколе не принесли его на место, где стояла виселица, на которой и повесили несчастного мальчика на толстой веревке, сплетенной из мочал. Так как ребенок был мал и легок, то этой веревкой по причине ее толщины нельзя было хорошенько затянуть узел, и полуживого ребенка оставили умирать на виселице". Вот с этого началось христианское правление такой замечательной династии. Романов был архаичным персонажем уже для начала 20-го века. И мне кажется, что большим было бы заблуждением искать какой-то полезный опыт вот в такого рода персонажах и с такого рода святыми. По моему глубокому убеждению, ни лично президент Путин, ни вся наша страна далеко в третье тысячелетие не уйдет. Монархическое правление это слишком расплывчатая формулировка, монархом был и Генрих Четвертый, и император Нерон. Все это монархи. Я думаю, что наше правление будет монархическим настолько, насколько это для нас необходимо и насколько мы сами это позволяем. Естественно, в ситуации, когда нет того местного самоуправления, за которое постоянно выступает Александр Исаевич, когда возможности, так сказать, "гражданского общества" серьезно ограничены. Но лучшим вариантом, наверное, будет монархическое правление, потому, конечно, как говорили древние мусульмане, лучше самовластие султана, чем самовластие его вельмож на один год. Выбор у нас невелик и в этом выборе, наверное, монархическая форма она и предпочтительнее. Но повторю, по существу она у нас есть, вы же понимаете это прекрасно, существует демократическая форма, за ней и правление Ельцина, и правление Горбачева и сейчас правление Путина в достаточной степени монархические, и слава тебе, Господи.

XS
SM
MD
LG