Ссылки для упрощенного доступа

Любое обращение прокуратуры по делам "Юкоса" и его акционеров обречено на удовлетворение


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский и Марьяна Торочешникова.

Кирилл Кобрин: Басманный суд Москвы сегодня признал законным постановление Генпрокуратуры России об объявлении одного из акционеров компании "Юкос" Леонида Невзлина в федеральный и межгосударственный розыск. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Максим Ярошевский: Сегодня суд отклонил жалобу адвокатов Леонида Невзлина, просивших отменить постановление Генеральной прокуратуры как незаконное. Само постановление издали еще в июле этого года. Говорит адвокат Леонида Невзлина Генри Резник.

Генри Резник: Любое обращение прокуратуры по делам "Юкоса" и его акционеров оно обречено на удовлетворение. Мы оспариваем законность объявления Невзлина в розыск по той причине, что были нарушены требования уголовно-процессуального закона, который предъявляется к привлечению в качестве обвиняемого человека. Невзлин сейчас живет в Израиле. В Израиле он оказался задолго до того, как прокуратура стала привлекать его к уголовной ответственности, даже тогда, когда представители Генеральной прокуратуры заявляли о том, что к Невзлину никаких претензий нет.

Максим Ярошевский: Генри Резник убежден, что действия прокуратуры в деле Невзлина незаконны.

Генри Резник: Ясно, что Невзлин, безусловно, будет объявлен в розыск и соответственно все это затвердиться. Исполняйте закон! Это процедура соблюдения закона. Не было бы Невзлина две недели, скажем, направили ему уведомление, что его приглашают на допрос, а он уже решает - являться ему или не являться. Ставятся в известность его адвокаты, у которых появляется право на то, чтобы ознакомиться с материалами дела, обжаловать вот это постановление. Этого не делается. Вот это демонстративное пренебрежение законом, я лично могу интерпретировать таким образом, что прокурор как-то упивается, видимо, тем особым положением, той индульгенцией, которая у него есть по этим делам. Демонстративно, откровенно не соблюдаются требования закона, без видимой на то нужды.

Максим Ярошевский: Сегодняшнее решение Басманного суда Москвы адвокаты Леонида Невзлина намерены в самое ближайшее время обжаловать.

Генри Резник: Есть процедурные правила определенные. Даже тогда, когда защита понимает, что ее жалобы не будут удовлетворены, мы обязательно проходим весь этот путь. Сейчас, соответственно, конечно будет кассационное обжалование. Мы пойдем в надзор, и просто будем требовать соблюдения закона. Мы на это тоже обречены. Мы действуем на основе тех предписаний, которые содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе.

Максим Ярошевский: Леонида Невзлина обвиняют в том, что он является заказчиком покушения на убийства начальника Управления общественных связей мэрии Москвы Ольги Костиной, начальника Управления делами акционерного общества "Роспром" Виктора Колесова, управляющего компанией "Ист Петролеум Хандельсгез" Евгения Рыбина. Также его обвиняют в организации убийства супругов Гориных в Тамбове в 2002 году. По этому делу как исполнитель преступления проходит сотрудник службы безопасности компании "Юкос" Алексей Пичугин.

Леонида Невзлина уже объявляли в международный розыск. В январе этого года суд выдал санкцию на его арест по обвинению в уклонении от уплаты налогов в размере 27 миллионов рублей, а также в хищении чужого имущества на сумму более 3 миллиардов рублей.

Кирилл Кобрин: И еще два крупных акционера "Юкоса" ждут судебной развязки, возбужденного против них уголовного дела. Мещанский суд Москвы продолжает исследовать доказательства вины Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в экономических преступлениях. О том, как проходил процесс на этой неделе рассказывает Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: В течение недели суд продолжал допрос свидетелей обвинения. В суд их вызывают в разнобой, не особенно заботясь о том, чтобы последовательно собирать показания, касающиеся конкретных эпизодов из предъявленного обвинения.

Однако, по мнению защиты, на этой неделе в числе прочих перед судом предстали весьма важные свидетели, как, например, Владимир Серегин, в расследуемый период замещавший генерального директора ОАО «Апатит». Он рассказал о том, как, выиграв конкурс, «Волна» вступила в управление «Апатитом», имея большинство голосов в совете директоров предприятия. Серегин отметил также, что председателем совета директоров в то время был представитель государства в «Апатите», держатель «золотой акции», так что все решения принимались с его согласия, то есть с косвенного согласия государства.

Судя по всему, этот свидетель должен был подтвердить факт мошеннического завладения акциями апатита и их последующего распыления (это одно из основных обвинений, предъявленных Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву). Уже дважды защита ходатайствовала о прекращении уголовного преследования по этому обвинению, ссылаясь на истечение сроков давности. Однако суд отклонял эти ходатайства.

Говорит адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва.

Генрих Падва: Обвинению почему-то хочется, во чтобы-то ни стало, чтобы этот вопрос был решен в приговоре. Они хотят, чтобы был приговор обвинительный, а потом, чтобы освободили его от наказания. Это незаконно. В законе прямо говорится, что они обязаны в этом случае прекратить дело. Срок прошел - все. По окончании того, что прокурор предъявляет в качестве доказательства обвинения, мы, вероятнее всего, будем снова ставить вопрос о необходимости прекращения дела в отношении эпизода с "Апатитом".

Марьяна Торочешникова: На этой неделе с заявлениями выступили Платон Лебедев и его адвокаты. Они требовали прекратить незаконную практику вызова свидетелей, участвующих в судебном процессе для дачи показаний в генпрокуратуру. Говорит адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин.

Константин Ривкин: От многих свидетелей, которые приходят к нам на допросы, мы слышим, что накануне их визита в суд они по каким-то причинам вызываются в прокуратуру - в ряде случаев на допросы, в ряде случаев на какие-то непонятные беседы. По той информации, которой мы располагаем, есть основание полагать, что их там просто готовят, и не просто готовят, а разъясняют процессуальные стороны выступления в суде, но и что говорить, а что не говорить. В связи с тем, что не так давно, летом этого года, подобная ситуация была предметом рассмотрения в одном из военных судов по известному делу об убийстве Холодова (у нас есть частное определение, оно опубликовано), так вот там суд применительно к подобной ситуации сказал, что "мы рассматриваем вызов подобного рода свидетелей, как давление на них с целью оказать соответствующее воздействие". Мы соответственно сочли необходимым, когда очередной свидетель пришел и рассказал нам о том, что он буквально накануне был в Генеральной прокуратуре, сделать соответствующее заявление, обратив внимание суда на это нарушение.

Марьяна Торочешникова: Судьи не откликнулись на заявление адвокатов, а государственный обвинитель Дмитрий Шохин привел свои доводы в оправдание генеральной прокуратуры. Он сказал, что прокуратура проводит расследование в отношении не установленных лиц. Закон дает это право следствию.

Продолжает адвокат Константин Ривкин.

Константин Ривкин: Мы не отрицаем этого права, а говорим лишь об одном, что, во-первых, нас настораживает, что все эти вызовы почему-то по времени совпадают с визитом свидетеля обвинения в суд. Во-вторых, Бог бы с ним, если бы они допрашивали их по каким-то иным эпизодам, но дело в том, что они допрашивают их по тем же вопросам, которые являются предметом рассмотрения в суде. Первый вопрос, который встает у защиты: "Ребята, а вы дело-то дорасследовали, что его в суд направили, если вы по тем же вопросам свидетелей допрашиваете?". Вот это мы и считаем нарушением закона и безобразием, на мой взгляд.

Марьяна Торочешникова: На сегодняшний день допрошено больше половины свидетелей обвинения и уже появились первые прогнозы относительно времени вынесения приговора. Адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва полагает, что при благоприятном развитии событий уже в январе суд поставит точку в этом деле.

XS
SM
MD
LG