Ссылки для упрощенного доступа

Михаилу Ходорковскому предъявлено обвинение


Андрей Шарый, Прага: В субботу главе нефтяной компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому предъявлено обвинение по семи, как только что стало известно, статьям Уголовного кодекса, в частности, в крупных хищениях и уклонении от уплаты налогов. Прокуратура обратилась в суд с ходатайством об аресте предпринимателя. Из здания прокуратуры Ходорковский и его адвокат увезены в Басманный суд. А вся история развивалась следующим образом: в субботу в пять часов утра по местному времени самолет, в котором из Нижнего Новгорода и Иркутск следовал глава нефтяной компании ЮКОС, приземлился для дозаправки в Новосибирске и был отправлен на дальнюю стоянку. Самолет окружили вооруженные люди, затем они ворвались в салон с криками: "ФСБ! Оружие на пол! Будем стрелять!". После этого Ходорковский был доставлен в Москву на допрос в Генеральную прокуратуру. Представители управления информации и общественных связей Генпрокуратуры пояснили, что глава ЮКОСа был задержан из-за неявки на допрос в рамках расследования уголовного дела о хищениях денежных средств и неуплате налогов предприятиями, которые контролирует нефтяная компания ЮКОС. В ЮКОСе расценили задержание Ходорковского как демонстрацию силы и попытку оказать давление на общественное мнение - об этом в интервью Радио Свобода заявил президент компании ЮКОС-Москва Василий Шахновский.

Василий Шахновский: Комментарий можно только один дать, что в очередной раз прокуратура вводит в заблуждение, мягко говоря, общественность и руководство. Потому что, по заявлению руководства, Ходорковский не явился демонстративно на допрос. Хотя на самом деле, когда представители прокуратуры принесли во второй половине дня в четверг повестку, им было сказано о том, что Ходорковский находится в командировке, будет в Москве в понедельник вечером и во вторник готов прибыть на допрос. Об этом была сделана соответствующая запись в повестке, и эту повестку представители прокуратуры забрали. В пятницу никаких претензий, никаких звонков от прокуратуры не было. Поэтому мы воспринимаем это либо как демонстрацию силы, либо как попытку воздействовать как на общественное мнение, так и на сотрудников компании или близких к Михаилу Борисовичу. Давать оценку этого факта с юридической стороны мне не представляется возможным, но, по моим ощущениям, здесь уже ни о какой процессуальной чистоте разговора не идет.

Андрей Шарый: Сейчас в прямом эфире Радио Свобода в московской студии лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский. Скажите, пожалуйста, вы намереваетесь тоже добиваться разъяснений от президента Владимира Путина в связи с арестом, задержанием Михаила Ходорковского? Рассчитываете ли вы на то, что такого рода разъяснений могут быть исчерпывающими?

Григорий Явлинский: Есть совместное заявление партии "Яблоко" и Союза правых сил, кстати, оно открыто для подписания любых других партий, есть заявления и других крупных партий Думы. Было бы правильно, если бы президент нашел нужным встретиться и обсудить с лидерами фракций, с Государственной Думой складывающуюся ситуацию. Что касается его позиции, я думаю, что я ее легко могу представить. Суть ее в том, что он скажет, что это дело прокуратуры, она выдвинула обвинение, масштаб обвинений очень большой - это более миллиардов долларов. Собственно, все. Дальше он скажет: а что в этой ситуации может сделать президент? Суть дела заключается в том, что, конечно, все это делается с его ведома, он в курсе дела, здесь вообще никаких сомнений быть не может. Вопрос интересен в другом: дальше что, куда это все ведет? Я хочу настаивать на том, что репрессивные меры, применяемые в таком масштабе, и при том, что существует такая целая система репрессивных мер просто исполняющая политические заказы и политические указания, она ведь очень серьезный механизм. И перспектива этого очень и очень тревожная. Она заключается либо в сталинизации отношений в стране, либо в тенденциях распада, либо продвигает страну в сторону какого-то государственного переворота. Это же вещь очень существенные и серьезные. Вот это мне бы хотелось услышать, а что думает президент про перспективу. А что президент полнее понимает, что сегодня происходит и в курсе дела - у меня нет никаких сомнений. В этом смысле мне не кажется, что нужны какие-либо специальные разъяснения. Какие бы они ни был, суть дела ясна.

Андрей Шарый: Григорий Алексеевич вы говорили еще до ареста Ходорковского о сталинизации российского общества и давали исчерпывающие характеристики того, что вы понимаете под этим процессом, в том числе в эфире Радио Свобода. Владимир Путин - это движущая часть этого процесса?

Григорий Явлинский: Это важнейший элемент этого процесса, безусловно. Вы, кстати говоря, обратите внимание - особенности нашего олигархического или периферийного капитализма, эта схватка бизнеса с властью, что она делает. Она вначале атаковала, эта схватка бизнеса и власти, НТВ, уничтожила независимый канал, передала его Газпрому, потом уничтожила ТВ-6, потом ТВС, разделалась со значимыми СМИ. Теперь эта схватка ударила очень сильно собственно по бизнесу. За это лето она нанесла удар по адвокатуре, она низвела в ноль всякую независимость, самостоятельность и справедливость суда. Позавчера этот конфликт докатился до политических партий, когда изъяли документы российской демократической партии "Яблоко" полностью. Это же идет процесс разрушения всех общественных институтов - вот ведь в чем ключевая проблема этих событий.

Андрей Шарый: Григорий Алексеевич, мне бы хотелось узнать вот еще что: вы говорите о сталинизации российского общества - с этим вполне можно согласиться. Даже судя по эфиру Радио Свобода, слушатели нашего рода - слушатели достаточно продвинутые, у значительной части населения страны такого рода процессы вызывает поддержку. Чем вы это объясняете?

Григорий Явлинский: Люди очень бедно живут. Недоверие к частной собственности в обществе очень высокое, и это является помимо естественных причин следствием того типа реформ, которые проводились в России, например, обесценивание всех вкладов в 92-м году и заявление, что это правильно, что это единственно возможный способ. Когда люди видят, что к их собственности относятся пренебрежительно, они потом и к другой собственности относятся, к чужой собственности относятся пренебрежительно, относятся со злорадством к схваткам между олигархами. Кроме того, существуют объективные проблемы. В очень бедной стране зависть - это всегда очень серьезная вещь. Вообще существует проблема формального права собственности и общественно-признанного права собственности. Так вот с общественно-признанной стороной у нас большие недостатки. Потому что очень много делается непрозрачно, нет публичной политики, нет ясности в фамилиях, кто, что получает, почему, на каких основаниях. Есть очень сомнительные процедуры, которые использовались длительное время в виде залоговых аукционов и всего прочего. И это поколебало даже те небольшие основания частной собственности, которые были в России. Это является ключевой проблемой. Но сегодня дело перешло этот барьер, оно идет дальше, оно идет к серьезному развитию событий с точки зрения политической ситуации в стране и действительно ставит под сомнение вопросы конституционного строя.

Андрей Шарый: Сам Михаил Ходорковский неоднократно заявлял, что под давлением российских правоохранительных органов он не собирает бежать из страны.

Михаил Ходорковский: Я вполне доступен, я не собираюсь становиться политэмигрантом. Если задача стоит выпихнуть меня из страны или посадить - тогда нужно сажать, потому что я, конечно, политэмигрантом не буду. Зачем применять такие методы, я не понимаю. Мы занимаемся бизнесом. Мне хотелось бы, чтобы с точки зрения этого беспрецедентного давления, которое оказывается, была все-таки поставлена точка, потому что так не играют. Даже если нет доказательств, и даже если речь идет о погонах, есть все-таки черта, перед которой стоит остановиться.

Андрей Шарый: Это заявление Михаил Ходорковский сделал около двух недель назад.

Российские промышленники и предприниматели тоже призывают общественность пи президента России вмешаться в конфликтную ситуацию вокруг нефтяной компании ЮКОС.

Мумин Шакиров: Российский Союз предпринимателей и промышленников во главе с председателем этой организации Аркадием Больским начал свое экстренное заседание в полдень 25-го октября. На втором этаже отеля "Балчуг" были замечены глава компании "Интеррос" Владимир Потанин, руководитель новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, банкир Петр Авин и другие известные люди. Спустя час заседание покинул вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс и дал свои комментарии по поводу задержания генпрокуратурой главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.

Игорь Юргенс: Это означает, что с ЮКОСом поступили несправедливо, это частичное добивание страны.

Мумин Шакиров: А что делать?

Игорь Юргенс: Обращаться вновь к президенту.

Мумин Шакиров: Почему вы считаете, что президент должен решать эти проблемы?

Игорь Юргенс: Правоохранительный блок подчинен ему, а не кому-нибудь другому.

Мумин Шакиров: Около трех часов дня после завершения собрания к журналистам спустился глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс и буквально слово в слово процитировал согласованное официальное заявление российского Союза промышленников и предпринимателей к общественности.

Анатолий Чубайс: Российский бизнес считает, что в последнее время действия правоохранительной системы страны и ее руководителей резко ухудшили атмосферу в обществе, подорвали доверие бизнеса к правоохранительной системе в целом и руководителям. Результатом этого является то, что тысячи мелких и средних компаний по стране ежедневно страдают от этого произвола. Компании вынуждены пересматривать свои бизнес-стратегии и отказываться от инвестиционных решений, имеющих принципиальное значение для страны. Масштаб событий таков, что они требуют определения ясных позиций от всех политических партий и общественных организаций. Мы считаем, что остановить этой крайне опасное развитие событий может сейчас только ясная и недвусмысленно высказанная позиция президента России Путина.

Мумин Шакиров: На этом завершилось экстренное заседание Союза промышленников и предпринимателей, и влиятельные люди поочередно покинули отель "Балчуг".

Андрей Шарый: Генеральная прокуратура России обратилась в Басманный суд с ходатайством дать санкцию на арест Михаила Ходорковского. После двухчасового допроса главе ЮКОСа предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса. "Главе ЮКОСа, - я цитирую слова представителя управления Генеральной прокуратуры, - инкриминируется совершение ряда преступлений, в том числе хищения путем мошенничества в крупном размере, уклонения от уплаты налогов организации и как физическим лицом". Конкретно речь идет вот о чем: Ходорковский обвиняется в том, что, будучи председателем Совета директоров компании "Менатеп", совместно с президентом этого банка Платоном Лебедевым и другими лицами организовал мошенническое завладение 20% акций компании "Апатит". Речь идет, проще говоря, о том, что акции были куплены по номинальной, а не по рыночной стоимости, и разница между номинальной и рыночной стоимостью в очень большую сумму. По данным прокуратуры обвиняется Ходорковский также и в том, что как физическое лицо в 98-99 годах уклонился от уплаты подоходного налога и страховых взносов в пенсионный фонд на сумму в 1,7 миллиона долларов США. На сегодня сумма ущерба, причиненная действиями Ходорковского и Лебедева, Генеральной прокуратурой оценивается более чем в один миллиард долларов. В пресс-службы ЮКОСа за юридическими разъяснениями звонила корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешниова.

Марьяна Торочешникова: Михаилу Ходорковскому инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных семью статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе хищение путем мошенничества, совершенное в крупном размере, уклонение от уплаты налогов как самим Ходорковским, так и возглавляемой им компанией. В официальном заявлении Генеральной прокуратуры указано, что Ходорковский обвиняется в том, что, занимая пост председателя Совета директоров банка "Менатеп" совместно с президентом этого банка Платоном Лебедевым и другими лицами организовал мошенническое завладение 20% акций акционерного общества "Апатит". По версии прокуратуры, Ходорковский и Лебедев ввели в заблуждение работников Фонда имущества Мурманской области, администрацию области и руководство "Апатит", в результате, по данным следствия, 20% пакет акций "Апатит" был продан по номинальной стоимости. Следствие также указывает, что Ходорковский и Лебедев, фактически руководя акционерным обществом "Апатит" с 2000-го по 2002-й год, реализовывали продукцию предприятия по заниженным ценам зарубежным структурам, подконтрольным нефтяной компании ЮКОС. В настоящий момент формула обвинений составляет около 50 листов, и в ближайшее время обвинение может быть расширено. Михаил Ходорковский задержан сегодня утром в Новосибирске. Рассказывает пресс-секретарь нефтяной компании ЮКОС Александр Шадрин.

Александр Шадрин: Мы считаем происходящие события откровенным произволом, методом давления на компанию, способом запугивания. Михаил Ходорковский был вызван на допрос в прошлый четверг в Генеральную прокуратуру, Генеральная прокуратура был официально извещена, что он находится в командировке, тем не менее, люди говорят, что злостно уклонялся от явки в прокуратуру. Это является ложью от первого до последнего слова подобного рода заявления. И плюс еще совершенно непонятно, почему человека, которого хотят доставить на допрос, привлекается для этого сила специальных подразделений, вооруженных до зубов, которые захватывают самолет, все это напоминает контртерроирстическую операцию, выглядит как откровенный акт устрашения.

Марьяна Торочешникова: На ваш взгляд, как могут отразиться сегодняшние события на деятельности нефтяной компании?

Александр Шадрин: Я думаю, что на деятельности нефтяной компании эти события не отразятся. В ЮКОСе собрана очень сильная команда профессионалов, руководители, которые отвечают каждый за свое направление, работают в обычном режиме. Поэтому мы подтверждаем, что мы будем выполнять все наши обязательства и перед партнерами, и перед акционерами, и, собственно говоря, перед всем обществом. Поскольку известно, что мы являемся поставщиками топлива в значительное количество российских регионов.

Марьяна Торочешникова: В настоящий момент Михаил Ходорковский находится в Басманном суде города Москвы. Именно этот суд решит вопрос о мере пресечения руководителя нефтяной компании ЮКОС. По решению суда он либо будет отпущен под подписку о невыезде, либо будет взят под стражу.

XS
SM
MD
LG