Ссылки для упрощенного доступа

В городе Пушкин под Петербургом прошла траурная церемония в память евреев - жертв нацистского геноцида


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург: Траурная церемония проходит в первое воскресенье октября у памятника "Формулы скорби" работы скульптора Вадима Сидура, символа противостояния фашизму и тоталитаризму. Впервые церемония прошла в 1991-м году, ровно через 50 лет посоле событий 1941-го года. Только тогда стало возможным переломить традиционное для советских десятилетий замалчивание трагедии еврейского народа. Первые сведения о том, что же произошло в Пушкине в 1941-м, появились только в конце 80-х годов. Говорит директор еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель:

Александр Френкель: С приходом немцев в Пушкин, они пришли 17 сентября 1941-го года, была объявлена регистрация населения, евреям было приказано явиться к комендатуре 4 октября. Все евреи, кто пришел к комендатуре, видимо их было несколько сотен, оценки колеблются, всех их провели колонной по Пушкину, несколько дней продержали в подвалах знаменитого Екатерининского дворца, и затем несколькими группами расстреляли в царско-сельских парках, видимо, главный расстрел был в районе Розового поля.

Татьяна Вольтская: Десятилетиями люди приходили в Пушкин отдыхать и любоваться красотами садово-парковой архитектуры, не подозревая о том, что есть свидетели, для которых эти места ассоциируются совсем с другими вещами.

Александр Френкель: Через несколько дней после расстрела конфискованные у расстрелянных евреев вещи раздавались местному населению. Происходило это возле лицея. Эти вещи выбрасывались со второго этажа лицея. Внизу собралось довольно много людей, эти вещи разбирали.

Татьяна Вольтская: В первое воскресенье октября к мемориалу "Формула скорби" приходят случайно оставшиеся в живых очевидцы событий, рассказывают, что они помнят, приходят люди, которые не хотят забывать Холокост. У евреев не принято класть на могилы цветы, к подножию памятника каждый кладет камешек. И. что важнее всего, приходят дети, для которых эта церемония особенно важна - давние события перестают быть абстрактными, трагическая память народа становится личной болью.

XS
SM
MD
LG