Ссылки для упрощенного доступа

"Лубянская преступная группировка". Александр Литвиненко рассказывает о своей новой книге


Ведет программу Дмитрий Волчек. Участвуют корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров и бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко.

Дмитрий Волчек: В Москве прошла презентация книг, посвященных коррупции в высших эшелонах власти. Авторы – бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и датский журналист Владимир Пимонов -рассказали о закулисной жизни известных российских политиков и сотрудников секретных служб. На презентациях побывал наш корреспондент Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Первого автора, бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, нелегально перебравшегося два года назад в Великобританию от преследований Генеральной прокуратурой и заочно осужденного военным судом, часто связывают с известным предпринимателем Борисом Березовским. К слову, оба эмигранта не скрывают дружественных отношений и часто общаются с российскими журналистами и общественностью через прямые телемосты Лондон-Москва. Не стала исключением и эта встреча. Презентация книги Александра Литвиненко "Лубянская преступная группировка" прошла в столичной гостинице "Мэриот-Аврора", где с экрана монитора бывший сотрудник спецслужб вновь выдвинул очередные обвинения в адрес своих оппонентов.

Александр Литвиненко: В этой книге есть о заказных убийствах, о похищениях людей, информация о незаконном обороте наркотиков, о коррупции в высших эшелонах власти вплоть до кабинета президента Российской Федерации.

Мумин Шакиров: Книга составлена преимущественно из интервью, где автор документально излагает свою точку зрения на многие громкие преступления, связанные с деятельностью российских спецслужб, называет конкретные фамилии. Собеседник Александра Литвиненко – журналист "Новой газеты" Акрам Муртазаев, который, впрочем, в предисловии книги пишет собственные замечания: "Все, о чем рассказывает Литвиненко, оперативная информация. Понятно, что она требует проверки, но он готов отвечать перед судом за каждое свое слово, поэтому я его слушаю". Вторая пресс-конференция другого автора - журналиста-эмигранта из России, ныне проживающего в Дании Владимира Пимонова прошла в офисе газеты "Мир новостей". В книге "Русский пасьянс" Владимир Пимонов рассказывает о закулисной жизни российских политиков, о дипломатах и бизнесменах, замешанных в финансовых скандалах за пределами России, преимущественно в скандинавских странах. Примечательно, что в качестве издателя на этой презентации выступил бывший сотрудник спецслужб, в прошлом зам главы службы безопасности президента России полковник Валерий Стрелецкий, некогда написавший книгу "Мракобесие" о нравах чиновников из Белого дома в эпоху Бориса Ельцина. Представляя свою новинку, Валерий Стрелецкий не отказался дать оценку и труду своего бывшего коллеги по спецслужбам Александра Литвиненко.

Валерий Стрелецкий: Я думаю, что это очередная дохлая кошка, которую подбросил Березовский. Неужели не наелись, не надоело что ли? Поэтому нужно отделять ФСБ от Литвиненко, а Литвиненко от ФСБ.

Мумин Шакиров: Журналисту Владимиру Пимонову также пришлось высказаться по поводу книги Александра Литвиненко "Лубянская преступная группировка".

Владимир Пимонов: Я знаю, что те отрывки, которые я читал, опубликованные в "Новой газете", написаны очень грамотным человеком, это же на основе интервью. Но если те факты, которые он приводит, это правда, то вообще это страшно. Но это предмет расследования и для журналистов, и для правоохранительных органов, и для общества вообще.

Мумин Шакиров: Теперь слово за теми, о ком в своей книге рассказывает бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко.

Дмитрий Волчек: Я позвонил в Лондон автору "Лубянской преступной группировки" Александру Литвиненко и попросил его рассказать о новой книге.Господин Литвиненко, автор предисловия к вашей книге Александр Гольдфарб говорит, что это одна из тех книг, которая меняет общественное сознание, переворачивает ход событий, сравнивает вашу книгу с "Путешествием из Петербурга в Москву", "Дневником Анны Франк" и даже "Архипелагом ГУЛАГ". Это большой аванс, потому что книгу еще никто не читал, и мы не знаем, насколько она перевернет общественное сознание. Но сами вы, когда ее писали, готовы были к таким соревнованиям с такими вершинами?

Александр Литвиненко: Почему Гольдфарб сравнил эту книгу с такими книгами и с такими именами, я думаю, что лучше задать вопрос ему. Это немного смущает меня, потому что я не считаю себя талантливым великим писателем. А те люди, которые написали эти книги, это были великие писатели русские. Перевернет ли эта книга общественное сознание? Я вам скажу так – я не питаю иллюзий никаких. Я не думаю, что люди, прочитав эту книгу, выйдут на улицы с требованием, если не смены режима, то хотя бы с требованием дать вразумительный ответ на те подозрения, которые высказываются в этой книге: первое – взрывы домов в российских городах, которые, еще раз хочу подчеркнуть, перевернули российскую историю последних десятилетий. И второе – это обвинение власти в коррупции, в незаконном обороте наркотиков, причем высшей российской власти, тех людей, которые сидят в кремлевских кабинетах, вплоть до кабинета президента России Владимира Владимировича Путина. Когда я писал эту книгу, я не думал, что, прочитав эту книгу, люди выйдут на улицы хотя бы с такими требованиями. Но я считаю, что эта книга по зернышку, зернышко к зернышку, как говорит диссидент, с которым я сейчас много общаюсь, Владимир Буковский. То есть надо продвигать свою идею, доказывать спокойно, не торопясь, не дергаясь, доказывать свою правоту. И эта книга - один из шагов того, что я делаю. Пытаюсь доказать свою правоту, пытаюсь доказать свои убеждения, свои мысли.

Дмитрий Волчек: Ваша книга отпечатана за пределами России. Насколько я понимаю, у вас были проблемы, и ни один из российских книгоиздателей не решился публиковать такой взрывоопасный материал?

Александр Литвиненко: Сегодня была презентация этой книги, я отвечал на этот вопрос. Хочу повторить: был опыт, печальный опыт с первой книгой "ФСБ взрывает Россию". И я вам скажу, что мы столкнулись с тем, что люди с удовольствием бы ее опубликовали и с удовольствием бы ее распространяли, но издатели очень боялись. Они прямо говорили: вы знаете, ребята, с нами просто физически расправятся, уже не говоря о бизнесе. В том числе боятся не только внутри России, но и в ближайшем СНГ.

Дмитрий Волчек: Я прочитал пока только отрывки из вашей книги, доступные в Итернете. Если позволите, я выскажу даже не критическое замечание, а вот одно наблюдение. Мне кажется, что в вашей книге, она как бы КГБ-центрична, то есть все преступления и все громкие дела, которые происходили в 90-е годы, вы связываете именно с Лубянкой. Нет ли, на ваш взгляд, определенной диспропорции, картина все-таки намного сложнее? Может быть, в советские времена действительно КГБ и спецслужбы контролировали все, но в 90-е годы все-таки был уже такой многополярный мир.

Александр Литвиненко: Сегодня я ответил на этот вопрос, чем КГБ отличается от ФСБ. КГБ я считаю организацией террористической, есть документы. КГБ взрывало, убивало, занималось противоправной террористической преступной деятельностью. ФСБ занимается тем же самым, только КГБ это делало за идею, а ФСБ это делает за деньги. Началась рыночная экономика, произошли события, которые перевернули жизнь России в начале 90-х, и началась борьба за передел собственности. Естественно, каждый боролся теми методами, использовал тот опыт, который он накопил до того, как начались все эти события. Вот, допустим, те, кто пришли из науки, те использовали свои знания. Те, кто пришли из партии, из коммунистической, из комсомольской, те использовали свои связи. А те, кто пришли из комитета государственной безопасности, те использовали те методы, которые они использовали во время службы в комитете государственной безопасности. Вот и все. Если бы ученые в Академии наук убивали друг друга, то они бы при дележе занимались бы этим.

Дмитрий Волчек: Большая часть ваших разоблачений относятся к временам, когда ФСБ возглавлял Ковалев. Прошло несколько лет, сейчас что-то принципиально изменилось, на ваш взгляд?

Александр Литвиненко: Сейчас, я беседовал со своими товарищами, правда, нелегально, ситуация ухудшается. Это связано в первую очередь со второй чеченской войной. Люди не видят конца этой войны, люди гибнут, люди страдают и с той, и с другой стороны. Естественно, сотрудники ФСБ это тоже люди, у которых есть дети, у которых есть семьи. Вы сами понимаете, что безысходность. Второе, я вам скажу, коррупция, страшнейшая коррупция. Коррупция она не уменьшается, она увеличивается, и все это прекрасно понимают. И коррупция она разъедает и органы ФСБ, в прямом смысле этого слова разъедает, как ржавчина металл. Я давал интервью в "Новую газету", с журналистом разговаривал. Он говорит: тебя называют предателем. Я говорю: было КГБ, были люди, которые делали все за идею. Потом, когда появились деньги, часть людей сказали, вы знаете, мы не можем за деньги, мы можем за идею, их выгнали. А появились люди, которые сказали, а мы вообще не можем это делать ни за деньги, ни за идею, их объявили предателями. Понимаете, вот в чем главный вопрос.

Дмитрий Волчек: И последний вопрос: многие считают, что ваша книга написана по заказу Бориса Березовского, и сегодня сразу после вашей пресс-конференции была в Москве пресс-конференция Валерия Стрелецкого, который сказал, что даже говорить о вашей книге не хочет, что это очередная утка, запущенная Березовским. Что вы обычно отвечаете на такие обвинения?

Александр Литвиненко: Валерий Стрелецкий написал книгу, я ее с интересом прочитал и готов с ним поспорить по многим фактам. Кстати, в моей книге о Валерии Стрелецком тоже есть немного, немного, но есть. Я лично с ним встречался, я этого человека знаю, знаю методы, которые он использовал в своей работе. Когда они говорят, мы не хотим об этом говорить. Ребята, вас обвиняют в преступлениях, в тяжких преступлениях. Если вы не хотите об этом говорить... Я сегодня сказал, когда у власти нет презумпции невиновности, у тех людей, которые были во власти, у них тоже нет презумпции невиновности, они жили на деньги налогоплательщиков, в том числе Валерий Стрелецкий, он тоже жил на деньги налогоплательщиков. Поэтому на самые даже, может быть, нелепые обвинения, которые высказывают в наш адрес, бывших офицеров, действующих офицеров, со стороны граждан России, мы обязаны отвечать. Вот если выйдет гражданин России любой и скажет: господин Литвиненко, вы когда служили полковником, вы торговали наркотиками. Я вам платил налоги, а вместо того, чтобы защищать меня, торговали наркотиками. Я обязан этому гражданину ответить. Вот позиция Валерия Стрелецкого, а у меня своя позиция.

XS
SM
MD
LG