Ссылки для упрощенного доступа

Суд России оставил в силе приговор по делу Игоря Сутягина


Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова и Алексей Собачкин.

Кирилл Кобрин: Суд России оставил в силе приговор по делу Игоря Сутягина, осужденного на 15 лет лишения свободы по обвинению в шпионаже в пользу США. Адвокаты просили отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в суде присяжных, заявляя, что в ходе процесса были допущены нарушения. Сам Сутягин не признает своей вины. Напомню также, что Игорь Сутягин находится под стражей с момента задержания в октябре 1999 года.

Корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова попросила прокомментировать сегодняшнее решение Верховного суда адвоката Игоря Сутягина Бориса Кузнецова.

Марьяна Торочешникова: Борис, как вы отнеслись к сегодняшнему решению судей, не усмотревших оснований для отмены приговора Игорю Сутягину?

Борис Кузнецов: У меня такое ощущение, что правосудие в России с делом Сутягина закончилось. Я всерьез, видимо, будут подумывать, чтобы поменять профессию. Может быть, в прокуроры лучше пойти… Есть вопросы, когда защита проигрывает какие-то дела или получает решения, приговоры, которые не устраивают защиту. Есть вещи спорные, но в данном случае совершенно бесспорно, что на скамье подсудимых сидел невиновный человек. И будет сидеть еще, судя по приговору, 15 лет, если только Европейский суд не предложит России пересмотреть это дело.

Марьяна Торочешникова: А вы уже направляли жалобу в Европейский суд?

Борис Кузнецов: Предварительная жалоба была, но она была направлена раньше, в связи с теми обстоятельствами, что Сутягин длительное время содержался без суда. Эта жалоба была принята, и она должна была быть рассмотрена в приоритетном порядке. Но сейчас мы будем готовить новую жалобу.

Марьяна Торочешникова: И суть ее к чему будет сводиться?

Борис Кузнецов: Ну, суть вот в чем: по Европейской конвенции по правам человека, которая повторена в Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право получать, владеть, распространять информацию, если это только не причиняет ущерб Российской Федерации. В данном случае вердикт присяжных был, что Сутягин на самом деле передавал информацию иностранцам, что Сутягин сам не отрицал. Перед присяжными не был поставлен главный вопрос: содержат ли эти сведения государственную тайну?

Марьяна Торочешникова: То есть вы считаете, что председательствующий в суде присяжных просто слукавил и сформулировал вопросы не так?

Борис Кузнецов: Да. А потом она говорит, что это вопрос юридический - государственная тайна. На самом деле это вопрос не юридический, поскольку в суде присяжных сторона обвинения представляла доказательства, что Сутягин разгласил государственную тайну, сторона защиты говорила, что никакая это не государственная тайна. Юридические вопросы перед присяжными не раскрываются и не ставятся. Мы говорили, что это открытая публикация, а раз это открытая публикация, то она не может быть государственной тайной. Сегодня любого человека - меня, вас, кого угодно - можно обвинить в государственной измене путем шпионажа за любую передачу любой информации. В процессе подготовки этого процесса выяснилось еще одно любопытное обстоятельство, что, в принципе, все решения Московского городского суда с участием присяжных надо отменять, потому что списки присяжных для Московского городского суда на 2004 год не опубликованы. Может быть, они и есть, но они не опубликованы.

Марьяна Торочешникова: То есть здесь имело место просто нарушение процессуальных норм.

Борис Кузнецов: Да, целый ряд нарушений! И притом Процессуальное законодательство декларирует, статья 242-ая говорит о том, что состав суда должен быть неизменным и что есть основания для передачи дела другому судье только тогда, когда судья не может рассматривать это дело. В данном случае был федеральный судья Штунбер, председательствующий, созвали коллегию присяжных, приступили к рассмотрению дела - и вдруг его отстраняют и передают дело другому судье, который, не вынося процессуального решения, распускает суд присяжных, собирает новый состав. То есть судья не хочет выносить обвинительный приговор, считает, что там нет вины, - судью можно заменить. Среди присяжных нет ни одного кэгэбэшника в штатском - значит, состав присяжных можно поменять. Это, в общем, саму идею суда присяжных полностью дискредитирует.

Сейчас я вообще не знаю, какой смысл быть адвокатом, участвовать во всех этих делах, которые имеют хоть какую-нибудь общественную значимость.

Марьяна Торочешникова: Адвокат Игоря Сутягина Борис Кузнецов считает, что судьи Верховного суда не проявили интереса к нарушениям, допущенным судом первой инстанции, на которые указывали адвокаты, да и вообще подошли к делу формально. В подтверждение своих слов Борис Кузнецов привел следующий пример.

Борис Кузнецов: Встает Сутягин (был телемост), и Сутягин говорит, что «с момента суда я в руках не держал обвинительного заключения, у меня не было возможности подготовиться к этому процессу». Суд на это не реагирует. Как может быть - человек, у которого многоэпизодное, сложнейшее дело, который сидит почти 5 лет в следственном изоляторе, не имеет возможности себя защищать?

Марьяна Торочешникова: Адвокаты Игоря Сутягина намерены обжаловать сегодняшнее решение судей в высшую судебную инстанцию России - Президиум Верховного суда. Хотя, как отметил Борис Кузнецов, иллюзий по этому поводу у адвокатов нет. Так что теперь все надежды связаны только с Европейским судом по правам человека.

Кирилл Кобрин: О том, как новость о решении Верховного суда России в отношении Игоря Сутягина восприняли в Обнинске, родном городе ученого, рассказывает наш корреспондент Алексей Собачкин.

Алексей Собачкин: Решение Верховного суда вызвало неоднозначную реакцию в Обнинске. Многие люди до сих пор не могут поверить в происходящее. Игорь Сутягин в городе всегда был на хорошем счету, он с золотой медалью окончил школу номер 9, возглавлял школьный комитет комсомола. Его родители, ученые-химики, работают в Физико-химическом институте, их в Обнинске знают и уважают. Поэтому многие до сих пор сомневаются в том, что Игорь Сутягин действительно совершил государственную измену в форме шпионажа. К тому же известно, что он доступа к секретной информации не имел, поэтому государственными тайнами торговать не мог, как говорится, по определению.

С другой стороны, уж очень специфическую, хотя и открытую информацию поставлял Игорь Сутягин на Запад. Его заказчиков интересовали особенности системы распознавания морских объектов «Свой-чужой» и другие сведения узко военного характера. Эта работа оплачивалась. Поэтому часть жителей Обнинска восприняла приговор Игорю Сутягину как должное.

Игорь Сутягин, окончив физический факультет МГУ, работал в Институте США и Канады. Его последняя должность - заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеэкономических исследований. Кандидатская диссертация Сутягина была посвящена истории американского Военно-морского флота в 80-е годы XX века, он на профессиональном уровне разбирался в системах вооружений. Видимо, поэтому в 1998 году к нему обратилась английская консалтинговая фирма «Альтернатив фьючерс» с просьбой подготовить для нее несколько информационных обзоров военного характера.

В октябре 1999 года Сутягин был арестован в Обнинске и доставлен в калужский следственный изолятор. С февраля по декабрь 2001 года в Калужском областном суде шел процесс, но стороне обвинения не удалось доказать вину Сутягина, и дело было отправлено на доследование. Затем Сутягина перевели в столицу, в знаменитую Лефортовскую тюрьму, его делом занялись московские следователи ФСБ. Второй процесс Сутягина проходил весной 2004 года в Москве. По требованию обвиняемого, это был суд присяжных. Что показательно, перед началом процесса ранее назначенные заседатели были заменены другими. Как результат - все 12 присяжных вынесли вердикт о виновности Сутягина, а 8 из них заявили, что ученый не заслуживает снисхождения.

Точка в этом деле не поставлена, дело Сутягина будет рассматриваться в Европейском суде по правам человека, который принял решение о рассмотрении жалобы адвокатов ученого в приоритетном порядке. Сам Игорь Сутягин считает себя невиновным, с приговором суда он не согласен. По мнению его родных и близких, дело сфабриковано в ФСБ. Их уверенность в непричастности Игоря Сутягина к шпионажу базируется на том, что он поставлял заказчикам только открытую информацию из газет, журналов и книг.

XS
SM
MD
LG