Ссылки для упрощенного доступа

В Сочи прошли российско-германо-французские переговоры


Программу ведет Кирилл Кобрин.

Кирилл Кобрин: В Сочи прошли российско-германо-французские переговоры. Лидеры России, Франции и Германии обсудили самые актуальные вопросы мировой политики, в частности, ситуацию в Ираке, в Афганистане и на Ближнем Востоке. Напомню, Жак Ширак прибыл в Сочи с опозданием в связи с захватом двух французских журналистов в Ираке. Репортаж из Сочи нашего корреспондента Геннадия Шляхова.

Геннадий Шляхов: Встреча трех президентов началась рано утром в резиденции "Бочаров ручей". Герхард Шредер прибыл в Сочи накануне, а вот Жак Ширак задержался и прилетел сегодня рано утром. Трехсторонний формат подобных встреч вполне вписывается в рамки сотрудничества России, Франции и Германии, их деятельности в международных организациях.

Что обсуждали сегодня лидеры трех стран? Вопросы международной безопасности и совместной борьбы с терроризмом. Это и понятно - захват трех заложников, французских граждан, в Ираке, взрывы двух пассажирских самолетов в России.

Владимир Путин: То, что на бортах двух российских самолетов гражданских произошли взрывы, внутри салонов этих самолетов, - это уже факт. И если одна из террористических организаций взяла на себя ответственность за это, и она связана с "Аль-Каидой", то это факт, подтверждающий связь определенных сил, орудующих на территории Чечни, с международным терроризмом.

Геннадий Шляхов: Жак Ширак и Герхард Шредер вполне удовлетворены сотрудничеством в сфере международной безопасности. Вот что сказал канцлер Германии.

Герхард Шредер: Органы безопасности, спецслужбы наши и российские сотрудничают в этой области. Я думаю, что это нечто само собой разумеющееся.

Геннадий Шляхов: Рост цен на энергоносители и нестабильная ситуация на Ближнем Востоке, по мнению лидеров Франции и Германии, могли повлиять на развитие европейской экономики. В этой связи обсуждались вопросы об увеличении поставок российской нефти в Европу.

Владимир Путин: В этом году мы выйдем на цифру 255 миллионов тонн - экспорт российской нефти. Добычу увеличивают все без исключения российские компании, и будут это делать в будущем.

Геннадий Шляхов: О стратегическом сотрудничестве России и Евросоюза говорили особенно много. Усилия, предпринимаемые сторонами для интеграции России в ЕС, идут в правильном направлении, об этом говорит Жак Ширак.

Жак Ширак: Мы убеждены, что укрепление связей между Европейским союзом и Россией совершенно свойственно обеспечению эволюции в демократическом, свободном, спокойном мире.

Геннадий Шляхов: На этом и закончилась трехсторонняя встреча президентов России, Франции и канцлера Германии в "Бочаровом ручье".

Кирилл Кобрин: О том, какие прогнозы результатов саммита в Сочи давались в Германии, наш корреспондент Евгений Бовкун.

Евгений Бовкун, Германия: "Международная амнистия" и другие правозащитные организации ФРГ требуют, чтобы канцлер Шредер во время саммита в Сочи с участием Ширака и Путина поставил вопрос о нарушениях прав человека на Северном Кавказе. Однако, по мнению большинства германских СМИ, президент России может не опасаться, что германский руководитель и его французский коллега испортят отпускное настроение хозяину сочинского дворца. Напротив, он услышит лишь соболезнования в адрес жертв двух недавних терактов чеченских смертников. К тому же, предполагают некоторые берлинские газеты, Запад по многим причинам не может позволить себе сейчас критиковать Москву. Прежде всего потому, что мировые цены на нефть неуклонно ползут вверх, а Россия считается вторым после Саудовской Аравии поставщиком этого ценного сырья. А кроме того, потому, что Шредер и Ширак надеются прочнее привязать Россию к Европейскому союзу. Именно эти обстоятельства и продиктовали повестку дня сочинской "встречи в верхах". На первом плане находятся темы укрепления европейской безопасности, борьбы с международным терроризмом и экономического сотрудничества Восток-Запад.

Кирилл Кобрин: А сейчас в прямом эфире Радио Свобода наш корреспондент во Франции Семен Мирский.

Семен, с какими предложениями, идеями, быть может, предложениями по актуальным международным вопросам приехал в Сочи Жак Ширак? Намерен ли он был поднимать тему Чечни? Может быть, он хотел выработать некоторую общую позицию по Ираку, как полтора года назад?

Семен Мирский: Начнем с того, что Ширак приехал в Сочи не менее озабоченным, чем сам Владимир Путин, причем по сходным причинам. Если в России террористы взорвали в воздухе на прошлой неделе два пассажирских лайнера, то в Ираке опять же исламские экстремисты продлили на 24 часа, как мы знаем, срок ультиматума, грозящего гибелью двум французским журналистам, захваченным 10 дней назад на дороге межу Багдадом и Наджафом. Террористы из группировки, именующей себя "Исламской армией Ирака", грозят убить двух журналистов в случае, если Франция не отменит закон, запрещающий ношение в государственных учреждениях, включая школы, символов религиозной принадлежности. И фундаменталисты, как мы знаем, настаивают на том, чтобы во Франции школьницы-мусульманки могли приходить в школу в так называемом исламском платке-хиджабе.

Однако вернемся к вашему вопросу, вернемся в Сочи. По Ираку Путин, Ширак и Шредер по итогам их совместной пресс-конференции подтвердили осуждение операции союзных войск во главе с США в Ираке, начавшейся весной 2003 года. Как замечает присутствовавший на пресс-конференции в Сочи корреспондент агентства "Рейтер", "тройственный альянс под лозунгом "Нет!" - то есть "нет", как знак осуждения американской операции в Ираке - прозвучал в Сочи с новой силой".

Но если поступившая из Сочи информация по Ираку не содержит в себе ничего нового, принципиально нового, я бы сказал, то вот ситуация в Чечне, тоже фигурировавшая в повестке дня переговоров Ширака, Путина и Шредера, прозвучала в устах французского президента определенной сенсацией, по меньшей мере в изложении Ширака. Вот что Ширак сказал дословно сегодня в Сочи: "Все политические решения имеют свои границы. Однако никто не может оспаривать того, что территориальная целостность России должна быть в любом случае сохранена".

Кирилл Кобрин: Таким образом, можно говорить о том, что идея, если угодно, этой оси "Москва-Берлин-Париж", по крайней мере в вопросах Ирака, сохраняется?

Семен Мирский: Совершенно верно, она сохраняется в вопросах Ирака. И если есть какие-то кардинальные изменения, то эти изменения касаются уже упомянутой мною позиции Франции в отношении Чечни, которая до сих пор была все-таки гораздо более осторожной. А дежурной фразой в устах Ширака всегда были слова о том, что в Чечне необходимо найти политическое решение проблемы. И вот сегодня в Сочи, как вы уже слышали, он сказал, что всякое политическое решение имеет свои границы, то есть это можно считать безусловной поддержкой позиции Владимира Путина по Чечне.

Кирилл Кобрин: Давайте немножечко отвлечемся от событий в Сочи. Как известно, прилет Жака Ширака в этот город был отложен на день из-за кризиса с французскими заложниками. И, как вы уже сказали, срок окончания ультиматума, выдвинутого похитителями, был продлен на один день. Есть ли какая-то новая информация о судьбе журналистов?

Семен Мирский: Новой информации о судьбе журналистов нет. Надо дождаться сегодняшнего вечера, причем без указания точного часа. В вечерние часы террористы, захватившие двух французских журналистов, грозят казнью, грозят тем, что их постигнет та же судьба, которая постигла 12 непальских рабочих зарезанных - им перерезали горло перед телекамерой.

И единственная информация, достойная винмания, - это продолжение беспрецедентной мобилизации на всех уровнях во Франции во имя спасения журналистов. Вот один очень конкретный пример. Министр внутренних дел Франции Доменик де Вильпен сегодня направился в главную мечеть Парижа, чтобы принять участие в молебне за освобождение, за сохранение жизни двух французских журналистов.

XS
SM
MD
LG