Ссылки для упрощенного доступа

12 лет после августа


Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Олег Кусов, который беседует с Русланом Хасбулатовым.

Владимир Бабурин: 12-я годовщина августовских событий 91-го года не привлекла внимания большинства российских средств массовой информации. Дата не круглая, да и все без исключения главные участники тех событий покинули большую политику. Так что нежелание ворошить прошлое выглядит вроде бы даже как и логично. А о многих из сегодняшних обитателей высоких кабинетов, кто знает, по какую сторону баррикад были 12 лет назад. Наш корреспондент Олег Кусов был в гостях у одного из главных участников августа 91-го Руслана Хасбулатова.

Олег Кусов: Бывший глава парламента России Руслан Хасбулатов считает, что плоды победы над путчистами оказались в руках чиновников новой волны. Но эти люди фактически практически провалили реформы почти во всех сферах жизнедеятельности государства.

Руслан Хасбулатов: К власти пришли достаточно циничные люди, которые полностью использовали плоды нашей победы над партийными бонзами и стали уже распоряжаться совсем по-другому, не так, как мы планировали. Плавный переход, оставление в неизменности или даже повышение уровня жизненного населения - вот это все было отброшено назад, был взят откровенный курс на то, чтобы скорее раздать государственную собственность в сомнительные руки. К лету 91-го года уже были четкие ориентиры, какую экономическую политику проводить, какую социальную проводить политику, а потом вдруг пришли эти люди, на мой взгляд, малообразованные, мало понимающие вообще, что происходит в стране, и начали объявлять сои реформы через указы. Причем, когда принимались законы, они искажались. Например, закон о приватизации уже после принятия Верховным Советом, подписания президентом Ельциным, туда были внесены существенные изменения. Причем, если приватизационные чеки у нас были именными, ими нельзя было торговать, то они взяли именные выбросили и сделали их анонимными. Помните, начались скупки чеков, за бутылку водки скупали чуть ли не мешок чеков, и они превратили их в такой товар. Группа дельцов по всей стране рыскала, скупая эти чеки. А потом на эти чеки они предъявляли претензии на какие-то предприятия. Некоторые предприятия закрывались, вместо них делались магазины. Плюс еще проблема суверенизации. Я стоял на страже целостности и единства Российской Федерации, а вокруг посмеивались. После 18-го варианта федеративного договора, когда я непосредственно сам начал заниматься федеративным договором, нам в марте 92-го года удалось склонить все республики, области и края к пониманию необходимости единства и подписать федеративный договор. Я считаю, что именно этот документ сохранил цеолстность Российской Федерации. Мы не дали, между прочим, разверзнуться войнам, умело обходились в этой тяжелейшей обстановке с такими очень острыми для общества и для государства органами власти, как и армия, внутренние войска, кэгэбешники. Всю систему пришлось регулировать, там же были сильнейшие недовольства, которые могли вспыхнуть, и вооруженные восстания, Ельцин не был в этих кругах популярным человеком.

Олег Кусов: По мнению Руслана Хасбулатова, после августа 1991-го года Россия живет без грамотной экономической политики.

Руслан Хасбулатов: Мы считали, что мы действительно стоим на историческом перепутье, от нас многое зависит, мы должны служить обществу, народу, строить новое государство, новый тип отношений. Но а те правительственные чины они думали по-другому, у них был хватательный рефлекс – хватай все, пока можно, а то будет поздно. Фактически не было никакой экономической политики. Ту политику, которую мы разрабатывали, мы считали, что это правильно, потому что мы исходили из того, что ни в коем случае нельзя идти на понижение жизненного уровня людей, достигнутый уровень должен быть сохранен. На сегодняшний день я могу на своем примере сказать: я 22 года заведую кафедрой, так вот сегодня я получаю в четыре раза меньше заработную плату, чем 15 лет назад. И врачи, учителя, пенсионеры, любую сферу деятельности возьмите, кроме, наверное, правительственного чиновничества, у всех такое же положение – в четыре-пять раз меньше. Вот у меня пенсионная книжка – 1680 рублей, почему-то меньше среднего профессору. Хвастаться абсолютно нечему. Я не знаю, я как профессиональный экономист рассуждаю, где у нас какой прорыв?

Олег Кусов: Сегодня 19-го августа 2003-го года информационные программы государственного телевидения фактически обходят тему очередной годовщины августовских событий 1991-го года. Руслан Хасбулатов считает, что нынешнее руководство России пытается предать забвению тогдашнюю победу демократии над коммунистическим строем в государстве.

Руслан Хасбулатов: Это, к сожалению, всегда бывает стремление каждой новой власти как-то смикшировать различные события, которые по разным причинам им невыгодно напоминать. Я думаю, что в этом тоже немалое значение. Но люди не могут забыть, история тоже не может пройти мимо таких факты.

XS
SM
MD
LG