Ссылки для упрощенного доступа

Версии и политические последствия убийства Владимира Головлева


Программу ведет Дмитрий Волчек. Участвуют председатель партии "Либеральная Россия" Сергей Юшенков - с ним беседовал Михаил Соколов, и корреспонденты Радио Свобода: в Челябинске - Олег Ласточкин, и в Москве - Арслан Саидов.

Дмитрий Волчек: В Москве в среду утром был убит депутат Государственной Думы, один из сопредседателей партии "Либеральная Россия" Владимир Головлев. Убийство произошло недалеко от его дома в районе Митино. Головлева убили выстрелом в голову. Согласно одной из версий, убийство связано с политической деятельностью Головлева в партии "Либеральная Россия", финансируемой Борисом Березовским. Другая версия - Головлев в свое время занимался в Челябинске вопросами приватизации. В прошлом году против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением и мошенничестве. Из Челябинска сообщает Олег Ласточкин:

Олег Ласточкин: Владимир Головлев возглавлял областное отделение Госимущества в Челябинской области. При нем проходил первый и самый противоречивый этап приватизации. Активно принимал участие в этом процессе и сам Головлев. Он также стоял у истоков создания в Челябинской области чекового инвестиционного фонда социальной защиты населения, в который с помощью административного ресурса были привлечены ваучеры работников социальной сферы, пенсионеров, работников бюджетных структур. Со временем деятельность этого фонда канула в лету, но многие до сих пор считают, что финансы фонда осели на счетах самого Головлева. До самого последнего времени Головлев контролировал некоторые областные газеты, выходившие накануне выборов огромными тиражами и существующие до сих пор. В этих газетах в последнее время выдвигались очень серьезные обвинения в адрес областной администрации, областной прокуратуры, милиции.

До сих пор на памяти многих челябинцев многолетний судебный конфликт между депутатом и известным челябинским правозащитником Владимиром Филичкиным. Пару месяцев назад Челябинск был шокирован избиением известного в городе журналиста Германа Галкина, который всегда был агитационной опорой Головлева и представителем партии Березовского в Челябинской области.

Правоохранительные органы все эти годы занимались делом Головлева. В связи с возбуждением против него уголовного дела Головлев дважды в нынешнем году посетил родной Челябинск, где имел продолжительные беседы со следователями областной прокуратуры. Впрочем, на последующих пресс-конференциях Головлев настойчиво подчеркивал, что дело против него сфабриковано, а в последний свой приезд в Челябинск недвусмысленно заявлял, что если дело против него не будет закрыто, то ему придется раскрыть многие секреты, в которых замешаны сильные мира сего. Не в этих ли угрозах разоблачения стоит искать ключ к разгадке убийства Владимира Головлева?

Дмитрий Волчек: Лидер партии "Либеральная Россия" Сергей Юшенков не сомневается что убийство его коллеги носит политический характер. С депутатом Государственной Думы беседовал мой коллега Михаил Соколов:

Михаил Соколов: Сергей Николаевич, какая сейчас складывается картина убийства вашего друга и товарища по партии Владимира Головлева:

Сергей Юшенков: Буквально вчера мы с Владимиром Ивановичем и Борисом Андреевичем Золотухиным на даче у Бориса Андреевича обсуждали детали предстоящего судебного разбирательства в Таганском районном суде по нашему иску к Министерству юстиции, которое отказало партии "Либеральная Россия" в регистрации. Владимир Иванович был в хорошем расположении духа. Где-то в половине двенадцатого мы созванивались, договаривались о тех встречах, которые мы должны были провести. Он сказал мне, что очень устал, пойдет, вздохнет, а завтра утром пойдет прогуляет собаку в лесу и приедет, думали, мы, значит, продолжим наши беседы... Я был на месте гибели Володи, убили его в упор, первая пуля в лоб, был контрольный выстрел в голову, лежит на спине, раскинув руки, убийцы хорошо знали уже, изучали привычки Владимира Ивановича, при выходе из леса он отпускал собаку домой, собака была у него надежным охранником. Здесь он ее отпустил, она побежала домой, и он остался один, без собаки, и этим убийцы воспользовались. Сам характер убийства не оставляет сомнений, что это заказное убийство, а о том, что его как бы выслеживали и предупреждали, он говорил, говорил он это юмористически. Описывал ситуацию, скажем, как его попытались еще весной "прижать" в лесу, собака легко расправилась с теми людьми, которые пытались это сделать.

Михаил Соколов: Вы выдвинули политическую версию, почему?

Сергей Юшенков: Я благодарен Борису Немцову, который прислал телеграмму соболезнования. Я буквально зачитаю: "Убийство депутата - это всегда, в любом случае, дело политическое". Я согласен. Убийство депутата, тем более сопредседателя оппозиционной партии, это всегда политическое убийство, какими бы мотивами оно не диктовалось. Мотивы всегда можно какие-то приписать. Давайте вспомним, представители депутатских прокремлевских фракций начинают говорить, и, к огромному сожалению, даже Хакамада присоединилась к этому хору, что это убийство уголовников. Давайте вспомним, как возбуждалось уголовное дело против Владимира Ивановича Головлева. Вначале депутаты Государственной Думы, не симпатизирующие "Либеральной России", не симпатизирующие лично Владимиру Головлеву, отказали генеральному прокурору в том, чтобы лишить депутата Головлева депутатской неприкосновенности. Слишком смехотворными были объявления. И только при повторном предъявлении этого требования, уже не генеральный прокурор, а, давайте вспомним, это было требование представителя президента, в нарушение Конституции, в нарушение законодательства это сделал Котенков, представитель президента в Думе. Это была команда дана из Кремля. Это была попытка Кремля дискредитировать "Либеральную Россию". И когда мне сегодня депутаты, я слышу, они говорят, что это, может-то, уголовное дело, мне просто стыдно слушать этих подхалимов, этих прислужников нынешнего режима, потому что им же самим выкручивали руки, они же сами подходили, говорили: "Владимир Иванович, вы уж, Бога ради, извините, не подумайте, а то вот заставляют, пятое и десятое, продержитесь, вот надеемся, что все будет нормально". И смотрите, как совпадает - убийство Головлева - вчера в Думу было направлено представление генерального прокурора, суть которого заключалась в том, чтобы выдать Головлева для суда, чтобы его привлечь к суду. А Владимир Иванович и не скрывался от суда. Он, наоборот, говорил, давайте открытый суд, давайте в суде предъявим все документы. Видимо, эти люди боялись открытого суда, боялись, что в ходе открытого судебного разбирательства очень многие неблаговидные поступки, прежде всего, правоохранительных органов Челябинской области станут всем известны.

Михаил Соколов: Сергей Николаевич, а не могли ли Головлева убрать именно как нежелательного свидетеля приватизации на Урале. Сам он мне говорил, что каждое его решение как главы челябинского Госкомимущества было продиктовано указаниями главы правительства, главы Госкомимущества, губернатора и так далее. То есть, под каждое его решение есть определенное указание?

Сергей Юшенков: Да. Такая мысль возникает, но согласитесь, что и эта причина тоже имеет политический характер. Мы сейчас, наверное, должны задать вопрос: почему два самых успешных приватизатора, или, точнее, человека, которые занимались приватизацией, устранены - это Маневич и Головлев. Тот же Чубайс называл передовиками приватизации, Санкт-Петербург и Челябинскую область. И смотрите, и Маневич убит, и Головлев убит, думаю, что да, и эта причина может рассматриваться в качестве такой конкретной причины.

Михаил Соколов: Сергей Николаевич, еще один вопрос, Головлев был главой исполкома партии, то есть, казначеем "Либеральной России". А деньги партии это не может быть одной из причин убийства?

Сергей Юшенков: Да нет. Во-первых, Головлев не был председателем исполкома партии. Он был сопредседателем партии, председателем исполкома движения он был, но я не знаю, несколько месяцев тому назад, полгода, наверное. Не думаю, что это могло стать какой-то причиной. Она просто смешная, смехотворная. За такие деньги не убивают.

Михаил Соколов: Сергей Николаевич, прокурор Москвы начал выдвигать на первый план версию того, что погибший был человеком нестандартной ориентации, что вы по этому поводу думаете?

Сергей Юшенков: Какая глупость.

Михаил Соколов: Сергей Николаевич, юристы в поиске преступников всегда задают вопрос, кому это выгодно. Кому выгодно убийство депутата Головлева?

Сергей Юшенков: Безусловно, прежде всего, это выгодно нынешнему правящему режиму, который таким образом пытается послать некий "message", я здесь согласен с Борисом Березовским, политической элите страны, с тем, чтобы никто не пытался противостоять нынешней власти, с тем, чтобы никто даже не смел оппонировать ей. Владимиру Ивановичу много раз уже угрожали и говорили - откажись от "Либеральной России", не занимайся активной политической деятельностью, и уголовное дело против тебя будет закрыто. Но его, как мы видим, угрозы не испугали.

Михаил Соколов: Как вы считаете, кого потерял российский парламент?

Сергей Юшенков: Я думаю, что российский парламент потерял одного из самых профессиональных депутатов в области бюджетного законодательства.

Дмитрий Волчек: Владимир Головлев стал восьмым депутатом Государственной Думы, убитым за последнее десятилетие. В основном, убийства депутатов носят заказной характер. Большинство преступлений остались нераскрытыми. Продолжит тему Арслан Саидов:

Арслан Саидов: Первым в скорбном списке Андрей Айдзердис, член фракции ЛДПР, застреленный в апреле 1994-го года на пороге собственного дома в Новых Химках. Было много разговоров о политической подоплеке этого преступления, но в итоге выяснилось, что Айдзердис стал жертвой войны между криминальными группировками. Преступление раскрыто, но убийца - охранник одной из фирм Дмитрий Михненко - скрылся и до сих пор на свободе.

В том же 1994-м году в Москве был жестоко избит и позже скончался в больнице депутат от КПРФ Валентин Мартемьянов. Нападавшие отняли у него деньги, портфель со служебными документами и часы. Это один из редких случаев, когда преступников удалось задержать. Ими оказались двое молодых людей, которые тем и занимались, что грабили поздних прохожих.

Через год, в 1995-м году, в подмосковном Зарайске застрелен еще один член фракции ЛДПР - Сергей Скорочкин, так же, как и его коллега, Айдзердис, известный своими криминальными связями. Были даже задержаны несколько подозреваемых, но суд оправдал их за недостаточностью улик.

В 1995-м еще одно убийство. В Петровске-Забайкальском Читинской области пьяным охранником застрелен Сергей Маркидонов, член депутатской группы "Стабильность". Дело прекращено, поскольку в тот же день убийца покончил с собой. В 1996-м году в станице Старовеличковская Краснодарского края был похищен член группы "Народовластие" Юрий Поляков. Считается, что он убит, хотя тело так и не найдено. По мнению сотрудников правоохранительных органов, депутат, скорее всего, стал жертвой коммерческой деятельности. Он перепродавал нефть и был человеком не бедным.

И самые громкие преступления были совершены в 1998-м году. Убийство Льва Рохлина и Галины Старовойтовой. В убийстве генерала обвиняют его жену. Судебное разбирательство длится до сих пор. Дело же об убийстве Старовойтовой, в заказном характере которого почти никто не сомневается, судя по всему, вообще не имеет судебной перспективы.

Убийство депутата, тем более сопредседателя оппозиционной партии - это всегда политическое убийство, какими бы мотивами оно не диктовалось. Смотрите, как совпадает: убийство Головлева - вчера в Думу было направлено представление генерального прокурора, суть которого заключалось в том, чтобы выдать Головлева для суда привлечь его к суду. А Владимир Иванович и не скрывался от суда. Он, наоборот, говорил, давайте открытый суд, давайте в суде предъявим все документы. Видимо, эти люди боялись открытого суда, боялись что в ходе открытого судебного разбирательства очень многие неблаговидные поступки, прежде всего, правоохранительных органов Челябинской области станут всем известны. Мы сейчас, наверное, должны задать вопрос: почему два самых успешных приватизатора, или, точнее, человека, которые занимались приватизацией, устранены - это Маневич и Головлев, Санкт-Петербург и Челябинская область.

Мелани Бачина: Согласно одной из версий, убийство связано с политической деятельностью депутата. Однако, в Челябинске, где Головлев в прошлом занимался вопросами приватизации, не сомневаются в экономической подоплеке преступления. Рассказывает Сергей Крапивин:

Сергей Крапивин: Большинство ведущих южно-уральских политиков считают, что убийство Владимира Головлева имеет сугубо экономическую подоплеку. По словам прокурора области Анатолия Брагина, погибшего депутата обвиняли в хищении и незаконном присвоении примерно двух триллионов неденоминированных рублей при проведении приватизации в первой половине 90-х годов. Тогда Головлев возглавлял областной комитет по управлению имуществом. В январе нынешнего года 136 томов уголовного дела против Головлева и его подельников были переданы в суд. Кроме депутата прокуратура обвиняет в мошенничестве еще шестерых чиновников. В их числе бывший руководитель уральского межрегионального территориального органа федеральной службы России по финансовому оздоровлению Владимир Волчанов. Несмотря на гибель главного обвиняемого, прокуратура постарается довести дело о незаконной приватизации ряда промышленных предприятий Южного Урала до логического завершения и добиться обвинительного приговора остальным его фигурантам.

XS
SM
MD
LG