Ссылки для упрощенного доступа

Ходорковский и Лебедев отвергли все предъявленные им обвинения


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: В Москве на процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева оба подсудимых отвергли все предъявленные им обвинения. Над темой работала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Сегодняшнее заседание суда было, пожалуй, одним из самых непродолжительных на этой неделе.

Вчера государственный обвинитель завершил оглашение обвинительного заключения, а потому сегодня, в начале заседания, подсудимым была представлена возможность высказать свое мнение относительно предъявленных обвинений. Андрей Крайнов от выступления отказался. Потому, первым выступал Платон Лебедев. Он заявил, что категорически не согласен, с пре6дъявлеными ему обвинениями. По мнению Лебедева власти «репрессируют его по политическим или другим причинам. Кроме того Лебедев считает, что выводы прокурора не обоснованы и противоречат Конституции Российской Федерации.

Из стенограммы судебного заседания: «Проанализировав материалы сфабрикованного дела, я не нашел в нем законных оснований и доказательств обвинения, а также, ради приличия - даже видимости законности содержания меня под стражей, если не считать некоторых умышленно сфабрикованных доказательств, которые развалятся при справедливом судебном рассмотрении. Генпрокуратура больше тратит время на выяснение моих связей со многими добропорядочными людьми в России и за рубежом, репутация которых признана международным сообществом…

… «Я убежден, что авторитет судебной власти в России основан на конституции и законах, в том числе международных, все иное - фарс»

Марьяна Торочешникова: Это были фрагменты стенограммы выступления в судебном заседании Платона Лебедева.

Затем суд предоставил слово Михаилу Ходорковскому. По его мнению, общество уже давно не питает иллюзий в политической подоплеке дела, однако не стал развивать эту тему, заявив, что не хочет «прикрываться от уголовных обвинений политическим декларациями». После чего он кратко высказался по существу всех предъявленных ему обвинений.

Из стенограммы судебного заседания: «Меня обвиняют в хищении акций «Апатита» и НИИУИФа. Я докажу, что это бездарная попытка списать на меня ошибки в законах о приватизации и в последующей деятельности госорганов.

Меня обвиняют в умысле не предоставить кредит предприятиям, которые в тот момент находились в частной собственности и, по утверждению следствия, мне же и принадлежали. То есть в умышленном отказе переложить собственные деньги из одного своего кармана в другой.

Меня обвиняют в растрате денег предприятий, которыми я не руководил, но, по утверждению следствия, акционером которых являлся, то есть в нанесении ущерба самому себе.

Я докажу, что с юридической стороны эти обвинения столь же нелепы, как и с житейской…

Хотелось бы отметить, что "Апатиты" и НИИУИФ сейчас успешные российские предприятия, которые платят зарплаты, осуществляют хорошие социальные программы, повышают объемы производства. Что касается НИИУИФ, то на сегодняшний день это один из немногих успешно действующий российских отраслевых научных центров.

Меня обвиняют в том, что владелец "Медиа-Моста" Владимир Гусинский взял деньги под обеспечение активов своего медиа-холдинга и не отдал, так как его активы куда-то делись. Что это за активы и куда они делись благодаря решению Страсбургского суда, сегодня известно всему миру. Но если необходимо, я докажу необходимость и этого обвинения.

Налоговые обвинения. Я докажу, что их беспочвенность не только с точки зрения закона, который в редакции осени 2003 года не позволяет перекладывать на бизнес ответственность за ошибки государственных органов. Я докажу их абсурдность и с этической точки зрения, так как покажу, что "ЮКОС" платил налогов не меньше, а больше многих других компаний и легально в ограниченном объеме использовал предоставляемые законом льготы. Трудно понять, как предприятие, являющееся вторым налогоплательщиком в России после "Газпрома", которое проверяется по 500 раз в год, отчетность которого утверждается международным аудитом, а принимается напрямую МНС и зачастую в присутствии министра по налогам и сборам, формирующая 5% бюджета, как может оказаться через 4 года, что она должна платить налогов намного больше не только среднеотраслевых показателей, но и "Газпрома", и почему за это должны отвечать акционеры. Понять это невозможно.

Я докажу, что позорное решение арбитражного суда по делу компании "ЮКОС" противозаконно и прямо противоречит позиции самого МНС, изложенной в данном гражданском иске, в котором оно требует налоги с несуществующих организаций.

В заключение я хочу сказать, что демонстрация силы, безразличной к закону, хотя и пытающейся изо всех сил соблюсти внешние процедуры, крайне опасна для нашей страны».

Марьяна Торочешникова: Это были фрагменты стенограммы выступления в судебном заседании Михаила Ходорковского.

О реакции суда на эти заявления говорит адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт.

Юрий Шмидт: Конечно, значение будет иметь не это выступление, а доказательства, представленные, как обвинением, так и защитой. Их придется оценивать суду. Суд хорош тогда, когда он скрывает свои эмоции. Не знаю, что делалось в душе у судей, но внешне они держались непроницаемо.

Марьяна Торочешникова: В отличие от судей государственный обвинитель Дмитрий Шохин, вопреки установленным правилам, прокомментировал выступления подсудимых. Он заявил: «Мне хотелось бы искренне поверить Ходорковскому и Лебедеву в том, что они не причастны к совершению преступлений, в которых обвиняются. Да, вот только собранные по делу доказательства говорят об обратном». Шохин упрекнул подсудимых в «передергивании фактов» и желании «создать ажиотаж вокруг дела».

Председательствующая судья Ирина Колесникова прервала адвоката Юрия Шмидта, когда тот попытался указать на недопустимость подобных комментариев.

После этого Дмитрий Шохин сообщил о том, в каком порядке он считает необходимым исследовать доказательства. Рассказывает адвокат Генрих Падва.

Генрих Падва: Сначала он собирается исследовать документы, потом может быть экспертиза, и только потом показания свидетелей. Ну, этот вопрос не обсуждается, это его право, но постольку поскольку для нас это было неожиданностью, мы не знали, что будет просить прокурор, мы попросили перерыв для того, чтобы иметь возможность взять с собой необходимые документы, исследовать их и так далее. Суд пошел нам навстречу.

Марьяна Торочешникова: В заключение суд определил дальнейший порядок работы и признал целесообразным работать четыре дня в неделю, с перерывом на один день. При этом судьи приняли во внимание просьбу Платона Лебедева о том, чтобы свободной была именно среда - это позволит делать небольшую передышку между заседаниями.

Слушания по объединенному делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова продолжатся во вторник.

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев содержатся под стражей в следственном изоляторе Московская Тишина. Андрей Крайнов - на свободе. С него взята подписка о невыезде.

XS
SM
MD
LG