Ссылки для упрощенного доступа

Памяти Юрия Щекочихина


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева, лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, главный редактор "Новой Газеты" Дмитрий Муратов.

Андрей Шарый: В Москве в ночь со среды на четверг скончался член депутатской фракции "Яблоко", заместитель председателя комитета Государственной Думы России по безопасности, известный правозащитник и публицист Юрий Щекочихин. Врачи предполагают, что причиной смерти депутата стал недавно перенесенный инсульт. По словам лидера партии "Яблоко" Григория Явлинского, обстоятельства смерти Юрия Щекочихина его коллегам до конца не ясны. Окончательный диагноз поставит специально созданная медицинская комиссия. Рассказывает Ольга Беклемищева:

Ольга Беклемищева: Сегодня в Москве на 54-м году жизни от неизвестной лекарственной аллергии скончался Юрий Щекочихин. Блестящий журналист и один из немногих деятельных честных депутатов нынешней Думы, он представлял Московскую область, но к нему за помощью мог обратиться любой. Ни одно обращение не оставалось без ответа. Он помогал обиженным и наживал врагов среди самых высокопоставленных чиновников, и не замечал их. Уже в марте он отказался от охраны, которую ему были вынуждены предоставить после его статьи "Ордероносцы. Кто и за сколько может закрыть уголовное дело?" - о коррупции в Генеральной Прокуратуре. Он добивался парламентского и общественного контроля над самыми темными, самыми грязными тайнами власти. И вот он умер. Говорит Григорий Явлинский:

Григорий Явлинский: Юрий Петрович был лидером журналистских расследований. Он был совершенно бесстрашным журналистом. Он занимался самыми сложными, опасными журналистскими расследованиями. Мы, его товарищи, знаем, что Юрий Петрович постоянно получал угрозы. Он был один из тех редких людей, кто занимался борьбой с коррупцией не номинально, не на словах, а по-настоящему. Конечно, поэтому у Юрия Петровича было очень много врагов. Очень многих бандитов, негодяев, чиновничьих коррупционеров он задел в своих расследованиях. Он всех называл по фамилиям. Он относительно всех этих событий предоставлял документы. Он до самой последней своей минуты делал это все по-настоящему.

Ольга Беклемищева: Щекочихин был журналистом от Бога. Его книги "Рабы ГБ – ХХ век", "Чеченские дневники" и незаконченная "Однажды я был", наверное, долго будут изучаться студентами факультетов журналистики. Как жаль, что даже если от человека остаются книги, это все-таки меньше, чем сам человек. Слово Дмитрию Муратову, главному редактору "Новой Газеты", где Щекочихин работал в последние 7 лет:

Дмитрий Муратов: Ночью, после того, как врачи полторы недели бились за него, Юрий Щекочихин умер от непонятного аллергена. Ни один анализ пока не показал, что это за вещество, которое вызвало аллергический синдром. Это, наверное, дело какого-то будущего, чтобы выяснить правду о его смерти. Наверное, стоит сказать про Юрину жизнь. Его очень многие люди хорошо знали и гордились знакомством с ним. У него всегда были сотни людей - на его маленьких шести сотках и половине деревянного домика в Переделкино собирались его друзья. У него был фантастический талант - кроме личного, с помощью которого он писал книжки, сценарии и пьесы - у него был фантастический талант друга.

Щекочихин - главный, и лучший, и, к сожалению, последний романтик эпохи. Он даже в этой суровой прагматичной Думе в качестве депутата работал, как будто идет первый съезд народных депутатов СССР, когда казалось, что от свободы до счастья - один шаг. Вот Юра все время старался вытянуть этот шаг и втянуть людей в ощущение, что они не одиноки, и справедливость существует, и она совпадает с этим периодом жизни. Страстно защищал людей. Все его расследования всегда были не для того, чтобы кого-то разоблачить, а для того, чтобы защитить того, кто пострадал в результате мерзавцев, коррупционеров или ментов продажных.

Он даже этим делом "Три кита" занимался не потому, что ему любопытно - контрабанда мебели и сотни миллионов долларов, которые там прошли мимо казны - он хотел защитить честное имя следователя Паши Зайцева, который просто стал его другом.

Юрка первый начал эту акцию, ставшую потом знаменитой акцией "Новой Газеты". Мы спасли из плена чеченского 171 пленного и заложника. Но самого первого привез Юра Щекочихин. Он вел переговоры, мотался по горам, и этого первого солдатика притащил в Москву и сумел вывезти Юрка. У него осталась неоконченная книжка. Называется она "Однажды я был". Вот однажды он был.

Ольга Беклемищева: Самый недавний и, как оказалось, последний проект Юрия – программа "Дети мира - отцам войны". Он мечтал создавать детские летние лагеря, где могли бы встретиться и подружиться дети воюющих народов: русские и чеченцы, англичане и ирландцы, арабы и евреи, грузины и абхазы.

Он написал обращение к ним, к будущим жителям городов мира: "Взрослые говорят, что войну у вас на родине прекратить невозможно. Но вы, рыцари мира, можете свершить невозможное. Это подвиг - вместе с бывшим врагом придумать и осуществить творческий проект, прекратить войны, уничтожить бедность, излечить природу. Это подвиг - пойти против толпы у себя на родине. Вас могут оскорблять, называть предателями, могут угрожать. Но это судьба всех героев. Там, где вы живете, земля кровоточит. Только вы можете исцелить ее". Наверное, это его завещание. Он был очень добрым - Юра.

XS
SM
MD
LG