Ссылки для упрощенного доступа

Развитие ситуации вокруг компании "ЮКОС"


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода Виктор Резунков и политолог Валерий Островский, приводятся отрывки из выступления предпринимателя Михаила Ходорковского на томском телевидении "ТВ-2" и выступления председателя Счетной палаты России Сергея Степашина в Санкт-Петербурге.

Андрей Шарый: Глава нефтяного гиганта "ЮКОС" Михаил Ходорковский в воскресенье в Томске, где проходило заседание расширенного управления компании, в интервью местной телекомпании "ТВ-2" прокомментировал уголовное преследование Генеральной прокуратурой его компаньонов. По мнению Ходорковского, события вокруг "ЮКОСа" - следствие борьбы за власть в окружении российского президента. Бизнесмен отметил, что "ЮКОС" - самая крупная в стране независимая компания, и уже само существование в России столь крупной экономической структуры является вызовом государству. Мы располагаем фрагментом выступления Ходорковского на томском телевидении:

Михаил Ходорковский: Я считаю, что все, что сейчас происходит, по моему мнению, за пределами правового поля. То есть, по форме все законно, а, по сути, конечно, на мой взгляд, совершенно нет. Несомненно, когда мы принимали решение о слиянии "ЮКОСа" с "Сибнефтью", я отдавал себе отчет, что такая серьезная экономическая структура вполне мирового уровня - она не может не вызвать определенной борьбы за себя между различными группировками, не как самоцель, естественно, а как один из факторов в последующей борьбе за власть. Честно говоря, я просто думал, что прошедшие 15 лет приведут к тому, что формы этой борьбы несколько более цивилизуются. Но вот, так сказать, как видите, в этом прогнозе я несколько ошибся. Мое мнение - что мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в ближайшем окружении Владимира Владимировича Путина. Это начало борьбы за власть, которая, так сказать, должна будет завершиться после выборов марта месяца. На сегодняшний день совершенно очевидно, по крайней мере, для меня, хотя я не профессиональный политолог, что Путин победит и получит второй срок. Но при этом, кто будет составлять второй эшелон команды, это, конечно, на сегодняшний день, вопрос. Это один из факторов завтрашней, или начинающейся сегодня борьбы за завтрашнюю власть. Мы один из не субъектов в этой борьбе, а один из объектов. Ну, знаете - стул, стол, компания "ЮКОС". Во всяком случае, у всех создастся определенный уровень неуверенности. Я вам приведу пример. Вот если вы где-нибудь в 1994 году купили квартиру и заплатили за нее какие-то деньги другому человеку, а потом, как вы знаете, масштаб цен существенно изменился, и сегодня эта квартира стоит по-другому. То, в принципе, перенеся сегодняшнее законодательство на то время, вас вполне можно обвинить в мошенничестве, вас, или любого другого человека, было бы только желание. В этом опасность, что неурегулированное законодательство того периода сейчас пытаются использовать для того, чтобы создать какие-то обвинения.

Андрей Шарый: В понедельник в Санкт-Петербурге председатель Счетной палаты России Сергей Степашин критиковал российских олигархов, которые, по его мнению, тратят деньги не по назначению. С подробностями корреспондент Радио Свобода в Петербурге Виктор Резунков:

Виктор Резунков: Выступая сегодня перед журналистами, председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин начал с необходимости увеличения налоговых сборов российских нефте и газовых компаний, а закончил резкой критикой Романа Абрамовича, купившего английский футбольный клуб Chelsea:

Сергей Степашин: Мы считаем нужным менять, конечно, ситуацию, связанную с взиманием налогов с наших крупнейших нефте и газодобывающих компаний. Особенно нефтяных компаний. Те примеры, той же "Сибнефти", которые я приводил, свидетельствуют о том, что резерв для получения дополнительных доходов в бюджет есть. Как и резерв для того, чтобы деньги, которые добывают нефтяные компании, шли на освоение новых скважин, шли на расширенное воспроизводства, а не на покупку футбольной команды "Chelsea". Я вообще считаю что вот этот факт - это вызов стране. Мало того, что за бесплатно получить нефтяные компании, на которые работала вся страна, еще так легко... Это вызов стране, я считаю, это политический демонстративный вызов. Поэтому здесь должны быть предприняты очень жесткие экономические меры. Что и, обратите внимание, начинает делать сегодня, в том числе и президент.

Виктор Резунков: Идея перенаправлять полученные от природной ренты деньги на развитие российской экономики, озвученная Сергеем Степашиным, не нова, но, по мнению петербургского политолога профессора Валерия Островского, она требует разъяснения:

Валерий Островский: Мне кажется, что еще, во-первых, природная рента никем не узаконена. Во-вторых, муссирующаяся тема природной ренты наверняка является мифологической. На самом деле, никакой природной ренты, например, вот сегодня от нефтяной отрасли не существует, и, по крайней мере, несколько десятков миллиардов нефтяная отрасль вкладывает в собственное развитие. Что касается самого факта покупки Абрамовичем Chelsea - да, может, с точки зрения моральной было бы хорошо тратить деньги в собственной стране. Но, с другой стороны, мы видим, что российский бизнес прорывается на неожиданные сегменты европейского и американского рынка, вспомним покупку Потаниным палладиевого рудника и завода в Америке, и, в общем, мне кажется, что, скажем, в эпоху Столыпина, если бы такие прорывы российской экономикой совершались, разумная Россия бы аплодировала. Я не большой поклонник Абрамовича, но я приветствую любой прорыв российского бизнеса на западные рынки, это повышает авторитет нашей страны не на словах, а на деле. А мнение Степашина - что ж, мы живем в свободной стране, каждый может свое мнение высказывать свободно.

Виктор Резунков: Другая идея, которую озвучил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, касается участия ФСБ в вопросах приватизации промышленных предприятий, а именно - оборонного комплекса. Оказывается, ФСБ, а точнее ФСК, которую возглавлял Сергей Степашин, активно участвовал в такой приватизации, причем, в частности, не предприятия ВПК, а другого предприятия, тоже представляющего интерес с точки зрения государственной безопасности, "Общественного российского телевидения" - "ОРТ":

Сергей Степашин: На самом деле, ФСБ этим начинала заниматься. Я одну тайну вам раскрою: когда я был директором ФСК, мной было подписано письмо в адрес Бориса Николаевича, где я категорически был против приватизации "ОРТ", на полгода была тогда задержана приватизация. Дело было не в том, нужно или не нужно менять форму акционирования. Вопрос шел о цене, на самом деле. Нам, на самом деле, удалось тогда, я имею в виду Федеральной службе безопасности, Федеральной контрразведке, не допустить приватизации ряда оборонных и иных предприятий, перечень порядка 150 их был составлен. Что касается участия ФСБ, я - за, но в рамках законодательства, естественно. Тем более, что у нас подписано соглашение с ФСБ, с Николаем Платоновичем, о сотрудничестве по ряду наших материалов, наших проверок - мы их передаем, в том числе ФСБ, особенно тех объектов, которые представляют собой оборону и безопасность.

Виктор Резунков: Решение привлекать к приватизации промышленных предприятий ФСБ, тоже не новое, комментирует политолог Валерий Островский:

Валерий Островский: Как известно, у нас есть спецпрокуратура, спецмилиция и специальные подразделения ФСБ, которые на законных основаниях контролируют приватизацию оборонных предприятий. Так что, здесь ничего нового нет. Что же касается дела "ЮКОСа", то мне кажется, что, во-первых, насколько я понимаю, никакого дела нет, а, во-вторых, мы присутствуем, на мой взгляд, при некоем факте борьбы группировок в окружении президента, и, очевидно, одна из этих группировок решила показать свою силу и влияние. Пока что то, что мне известно о самом деле, мне не кажется слишком уж доказательным. Я считаю, что, на самом деле, сутью является следующее: либо мы признаем итоги приватизации начала 90-х годов как таковые, как об этом и заявил, кстати говоря, Путин в 2000-м году на встрече с олигархами; либо же мы признаем их частично, но тогда нужно выработать критерии, по каким мы будем признавать, по каким не будем признавать. Либо же давайте все национализируем, и тогда два варианта: либо жить снова при социализме, либо же попытаться провести справедливую и честную приватизацию заново. Если у кого это получится - флаг ему в руки. Я лично в это не очень верю.

XS
SM
MD
LG