Ссылки для упрощенного доступа

Коррупция в высшем руководстве российских Вооруженных сил


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Никита Ваулин и Андрей Шароградский, и военный обозреватель газеты "Комсомольская Правда", бывший пресс-секретарь Министерства обороны России, Виктор Баранец.

Андрей Шарый: В четверг в газете "Комсомольская Правда" опубликована статья военного обозревателя издания, бывшего пресс-секретаря Министерства обороны России, Виктора Баранца - третья из серии материалов под общим заголовком "Неподсудные генералы". В каждой публикации, их всего пять, автор раскрывает более 100 фамилий офицеров высшего состава российских вооруженных сил, в разное время привлеченных к уголовной ответственности и не понесших наказание за совершенные преступления. Большая часть информации, с которой знакомит читателей Виктор Баранец, ранее не предавалась огласке. С содержанием статьи вас познакомит Никита Ваулин:

Никита Ваулин: Следственные материалы по уголовным делам представителей элиты Вооруженных сил России, а в списке военного обозревателя Виктора Баранца только офицеры высшего командного состава, "Комсомольская Правда" публикует в разделе "Расследование". Информация о делах против военачальников помещена в таблицу, которая, как отмечает автор в примечании, составлена на основе сведений, "полученных в правоохранительных органах российских вооруженных сил и других силовых структурах, где предусмотрена военная служба". Таблица состоит из четырех колонок: "воинское звание, фамилия, должность военного", "суть преступления, попадающего под статьи УК России", "год совершения преступления" и последняя –"исход уголовного дела".

Основания для привлечения к суду российских офицеров самые разные: от многочисленных махинаций генералов с казенными дачами и квартирами, фигурирующих чуть ли не в каждом третьем деле, и подделки документов - до тяжких преступлений: таких как умышленное нанесение физических увечий, незаконная торговля оружием, хищение собственности, контрабанда, халатность, повлекшая гибель людей. Ну и, конечно, взяточничество.

Исход почти всех дел, о которых рассказывает Виктор Баранец на страницах "Комсомольской Правды", один и тот же - подавляющему большинству офицеров удается уйти от ответственности. Остальные амнистируются или приговариваются к условным срокам. Еще один повод для прекращения дела - так называемое "изменение обстановки" - это когда человек или совершенное им деяние перестают быть общественно опасным.

Обратим внимание на некоторые примеры:

1993-й год: генерал-майор Ковалев, хищение государственного имущества в особо крупных размерах на сумму в 9 миллионов неденоминированных рублей. Дело прекращено вследствие изменения обстановки

1995-й год: генерал-майор Астахов. Командир соединения: Умышленное тяжкое телесное повреждение, прекращено по амнистии.

1996-й год: Генерал-полковник Реут, командующий группой войск: организовал передачу вооружения, техники, боеприпасов Армении и Грузии без разрешения правительства. Прекращено за отсутствием состава преступления.

1996-й год: Генерал-майор Гребенников, начальник летного центра. Нарушение правил полетов и подготовки к ним. Управляя самолетом "Ил-76", нарушил схему захода на посадку в аэропорту во Вьетнаме, в результате чего 3 ведомых самолета "Су-27" столкнулись с землей. 4 летчика погибли. Ущерб - 79 миллиардов рублей. Осужден к 6 годам колонии с поселением, освобожден по амнистии.

1998-й год: генерал-лейтенант Беппаев, военный комиссар Дагестана: превышение полномочий. Будучи заместителем командующего Закавказского военного округа, организовал передачу вооружений военизированным формированиям Закавказья. Результаты дела не известны.

1998-й год. Генерал-майор Смирнов. Начальник управления Приволжского военного округа. Получение взятки. Хищение денежных средств, предназначенных для выплаты денежного довольствия военнослужащим. За незаконное перечисление денег получил взятки машинами и квартирой. Подлежало направлению в суд, данных об исходе дела нет.

Андрей Шарый: Этот список можно продолжать и продолжать. Напомню, что Виктор Баранец приводит более 100 фамилий российских генералов и высокопоставленных офицеров замешенных в уголовных преступлениях, в московской студии Радио Свобода с военным обозревателем Комсомольской Правды Виктором Баранцом беседовал мой коллега Андрей Шароградский:

Андрей Шароградский: Я задам вам, прежде всего, несколько формальный вопрос, но он важен для нашего дальнейшего разговора: какова цель вашей публикации? Большинство дел из вашего списка, поправьте меня, если я не прав, закончились амнистией подсудимых, то есть, формально все сделано по закону. Вы добиваетесь пересмотра законодательства, которое позволяет проворовавшимся генералам не сидеть в тюрьме, или вы хотели продемонстрировать размах коррупции, царящей в армии?

Виктор Баранец: Вы абсолютно правильно угадали или поняли стратегическую цель моих материалов. Да, я действительно буду настаивать на том, чтобы законодательство было пересмотрено, да, я действительно хотел показать, что криминализация высшего генералитета российской армии и других силовых структур, как никогда, в истории России, приняла массовый характер. Вы сказали, все сделано по закону, но я хотел бы обратить ваше внимание на один принципиальный момент: когда человека, проворовавшегося генерала, амнистируют, то амнистируют при одном условии: он должен в суде публично признать свою вину, и, хотите вы, или нет, он соглашается с тем, что он - преступник. Только переступив этот нравственный, юридический, моральный порог человек уходит от ответственности. И вот в этой формальности законной вся уродская суть законодательной ситуации, в которой оказались наши генералы. И - что привело к такому беспринципному законодательству? Один из выводов, к которому я пришел, что такое положение, когда люди, которые миллиардами рублей и миллионами долларов воровали деньги у страны, у армии, люди, которые на сотни тысяч долларов строили дачи, воровали машины, давали огромные взятки, это все отчасти, или в большей степени, ельцинское наследие. Вот то наследие, которое мы наблюдали в период правления Ельцина. Вы, наверное, хорошо помните 1 января 1995-го года, когда только за одни сутки при так называемом бездарно организованном штурме Грозного погибло около тысячи русских солдат и офицеров. И я хочу теперь спросить у вас и слушателей Радио Свобода, вы слышали, чтобы кого-нибудь наказали?

Андрей Шароградский: Виктор Николаевич, а вы рассчитывали на широкий общественный резонанс в связи с публикациями в "Комсомольской Правде", и если да, то оправдались ли ваши ожидания?

Виктор Баранец: Я хочу быть с вами предельно честным и хотел бы вам сказать следующее: что если я завтра напишу в "Комсомольской Правде", что на Красной площади один из генералов Ракетных войск стратегического назначения продает ядерную боеголовку, то мне от силы позвонит, может, какой-нибудь милиционер, Россию сейчас ничем не удивишь. Я, единственное, хотел выполнить свой офицерский долг и показать народу еще раз, до какой опасной степени дошло разложение высшего командного состава нашей армии.

Андрей Шароградский: Как вообще складывались ваши отношения с военной прокуратурой? Бывало ли так, что это ведомство отказывалось предоставить данные по генеральским делам, которые должно было бы предоставить?

Виктор Баранец: Я на протяжении последних 5-6 лет неоднократно обращался в главную военную прокуратуру, писал письма, в том числе и с просьбой предоставить мне эти данные. В чем тут суть вопроса: когда следствие идет, то они не могут предоставлять данные, потому что, по закону, это разглашение тайны следствия, но когда уголовное дело закрыто, то какое здесь нарушение закона? Я на законных основаниях, даже не как корреспондент, а как гражданин Российской Федерации, имею право на доступ к информации. Но я этого не получал. Последнее время, хочется подчеркнуть особо: пресс-служба, работающая при военной прокуратуре, стала более-менее реагировать на какие-то запросы, хотя это все часто требует огромного времени, и когда нужно получить оперативную информацию, а газета - это вот такое заведение, которое часто живет требованием оперативной информации - со скрипом, но предоставляют.

XS
SM
MD
LG