Ссылки для упрощенного доступа

Обыски в "ЮКОСе"


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова, заместитель начальника правового управления компании "ЮКОС" Дмитрий Гололобов и юрист компании Альберт Мкртычев.

Андрей Шарый: Как заявили в Москве юристы нефтяной компании "ЮКОС", обыски в архиве корпорации в минувшую пятницу проводились с нарушениями законодательства. Сотрудники юридического управления "ЮКОСа" не исключают, что информация с изъятых в ходе обыска компьютерных жестких дисков может быть использована против компании. Жалоба на действия работников Генеральной прокуратуры, проводивших обыск, будет передана в суд, заявили представители "ЮКОСа". Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова:

Любовь Чижова: В обыске в архиве "ЮКОСа" принимали участие около 20 следователей Генпрокуратуры и сотрудники ФСБ. По словам заместителя начальника правового управления компании Дмитрия Гололобова, присутствовавшего при обыске, представители правоохранительных структур вели себя крайне некорректно. Они отказались предъявить охране "ЮКОСа" постановление об обыске, а когда охранники попытались разобраться в ситуации, их просто положили лицом вниз сотрудники ФСБ в масках. Обыск, по словам Дмитрия Гололобова, продолжался 16 часов:

Дмитрий Гололобов: Были изъяты документы, и не только документы, были изъяты твердые диски, компьютерная информация об абсолютно независимых лизинговых компаниях, которые там снимали помещение. В результате этого лизинговым компаниям в настоящий момент нанесен потенциальный ущерб в несколько миллионов рублей, что для них весьма и весьма существенно. Я подчеркиваю, все это делалось исключительно намеренно. Обыск был начат практически в ночное время и мотивирован был тем, якобы, возможностью утраты информации, и нарушения были допущены именно сознательно, не как таковые нарушения, а как демонстрация определенных физических возможностей правоохранительных органов - провести обыск когда угодно, где угодно, и именно с такими угрожающими целями. Принимая во внимание, что в службе безопасности было изъято огромное количество кассет, видеоаппаратуры, иной специальной аппаратуры, мы не можем исключать, что эта аппаратура будет использована для каких-то целей фальсификации, каких-то материалов специальной их подготовке использования не в интересах компании. Также мы не можем исключать, что на основании этих конфискованных видеоматериалов, возможно, будут предприняты какие-то провокационные действия в дальнейшем в отношении компании. В процессе проведения этих так называемых следственных действий сотрудников прокуратуры интересовали не материалы дела, не то, что написано в постановлении - там должны были изыматься материалы, касающиеся устава "Менатепа", ЗАО "Волна" и другие какие-то, бумажные, на бумажных носителях, а было изъято и намеренно искалась какая-то информация именно о компании "ЮКОС", компьютерная, любая другая. Резюмируя, я могу сказать только то, что мы воспринимаем это как продолжение, эскалацию того беспредельного, уже не правового, давления на компанию, которое имело место в последние недели.

Любовь Чижова: Подробнее о нарушениях, с которыми проводился обыск в архиве "ЮКОСа", рассказал юрист компании Альберт Мкртычев:

Альберт Мкртычев: Просили предъявить постановление. Постановления не было. О чем шла речь - было заявлено только, что это касается "Апатита". Далее, что, на наш взгляд, очень существенно: имущество, изъятое в ходе обыска, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, необходимо описывать. Этого сделано не было. Оно вообще не описывалось, более того, понятые, их были только двое, одновременно в нескольких комнатах, в нескольких помещениях, находиться не могли, они часто очень спускались, поднимались, а обыск все время продолжался. Более того, понятые сами, вместо следователей, вместо следователей, подчас изымали часть имущества, знакомились с ним, это недопустимо, в соответствии, опять-таки, с УПК РФ. Обыск начался где-то в районе 12 часов, и в 22 часа необходимо было какое-то обоснование. Нам никто не обосновывал, в связи с чем продолжается обыск в ночное время, продолжался он до 5 часов 15 минут. На наш вопрос, в связи с чем обыск продолжается, нам никто ничего не ответил. На одном из этажей они нашли сервер. Мы сразу же им заявили, что этот сервер принадлежит абсолютно не нам, и неоднократно говорили о том, что если вы пришли в архив, о чем вы говорили, то будьте добры, проверяйте в архиве - они ничего не нашли. И только вечером, в районе 10 часов, они, обнаружив этот сервер, начали продолжать обыски и опять пошли по тем же помещениям, которые они уже обыскивали. Все, что попадалось под руку, все изымали.

Любовь Чижова: Представители правового управления нефтяной компании "ЮКОС" называют обыск в компании акцией устрашения и не исключают, что это только начало. Они считают, что в ближайшем будущем Генпрокуратура может провести обыски и в головном офисе компании. Не исключают они и того, что могут последовать аресты топ-менеджеров компании.

Как заявила в понедельник представитель генпрокуратуры Наталья Вешнякова, обыск в помещениях архива "ЮКОСа" проводился строго в рамках уголовно-процессуального закона. Касаясь обвинений адвокатов нефтяной компании в адрес Генпрокуратуры, Вешнякова отметила, что следователи прокуратуры никогда не ходят в масках и не врываются с автоматами наперевес в помещения. Также Наталья Вешнякова сообщила, что в ходе проведенного в архиве "ЮКОСа" обыска изъята специальная аппаратура, предназначенная для наружного наблюдения и прослушивания. Правовую оценку законности приобретения и использования этой аппаратуры должно дать следствие - отметила Вешнякова.

Обыски в архиве "ЮКОСа" проводились в связи с арестом председателя совета директоров международного финансового объединения "Менатеп" Платона Лебедева. Его обвиняют в хищении принадлежащего государству 20-процентного пакета акций акционерного общества "Апатит". В свою очередь, Лебедев управляет 60 процентами акций нефтяной компании "ЮКОС".

XS
SM
MD
LG