Ссылки для упрощенного доступа

Екатеринбургская конференция по противодействию ксенофобии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Над темой работала Светлана Толмачева.

Кирилл Кобрин: В Екатеринбурге представители правозащитных организаций и национальных объединений обсуждали причины распространения ксенофобии в современном российском обществе. Общественную кампанию противодействия этнической дискриминации в семи российских федеральных округах проводят Московское бюро по правам человека и Московская Хельсинкская группа. О том, как проходила конференция правозащитников в Екатеринбурге, рассказывает наш корреспондент Светлана Толмачева:

Светлана Толмачева: В среднем по России ежемесячно совершается около 30 преступлений на почве национальной ненависти. Каждый месяц происходит 5-7 нападений на представителей национальных меньшинств со стороны скинхедов. В стране издаются около 100 газет радикально-экстремистского толка. Таковы данные Московского бюро по правам человека. Эксперты отмечают: скинхедами себя сегодня в России называют около 50 тысяч человек. Эта цифра удвоится уже в ближайшие годы, если не начнется широкомасштабная кампания по противодействию ксенофобии. Именно поэтому представители Московского бюро по правам человека и Московской Хельсинкской группы выезжают в те регионы России, откуда приходят сообщения о дискриминации и нарушении прав человека. В минувшие выходные конференция, где обсуждались проблемы толерантности, проходила в Екатеринбурге. По словам директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, ситуация в Уральском федеральном округе не столь удручающая, как, например, в Южном.

Александр Брод: Ксенофобия тлеет по всей территории Российской Федерации, в Южном федеральном округе более остро, чем в других регионах, так же я бы назвал наиболее неблагополучным регионом Москву, Санкт-Петербург. Уральский федеральный округ более спокоен, здесь нет такой активной и массированной деятельности экстремистов, как в вышеназванных регионах, но, тем не менее, национальные общины и правозащитники должны быть постоянно начеку, потому что ксенофобия очень быстро распространяется, поражает очень большие слои населения и приводит и к терактам, и к разрушению государственности, и просто к деградации населения. Мне кажется, пока в обществе нет еще целенаправленной серьезной программы по воспитанию толерантности, культуры межнационального сотрудничества. Нет должной практики применения законов антиэкстремистского характера, и при правильной справедливой риторике высших должностных лиц о недопущении терроризма, экстремизма, пока еще чиновничий аппарат не созрел для серьезной экстремистской кампании. И наш проект, который поддерживает Европейская Комиссия, призван показать, какую опасность таит в себе ксенофобия и расовая дискриминация, для любого общества, российского, в частности.

Светлана Толмачева: С оценкой Александра Брода согласен и Вадим Постников, лидер общественной организации "Движение за права человека" из Тюменской области.

Вадим Постников: Проблема не является острой, но фитиль тлеет на бытовом уровне, в печати отдельные имеются высказывания, иногда приходят с жалобами мигранты, легальные и нелегальные, с жалобами на поборы со стороны правоохранительных органов. Мы считаем, хотя ситуация спокойная, тем не менее, если прекратить мониторинг, перестать наблюдать, перестать отслеживать, перестать реагировать, то она может развиваться в опасном направлении.

Светлана Толмачева: О том, что нелегальная трудовая миграция провоцирует ксенофобию, говорилось на конференции неоднократно. Самый яркий пример - антитаджикский митинг, который прошел 10 мая. Собравшиеся обвиняли граждан Таджикистана в наркоторговле и требовали их немедленного выдворения из страны. Хотя областные власти сумели погасить этот конфликт, проблема остается. Уверенность в том, что все зло от иностранцев, приезжающих в Россию на заработки, свойственно даже руководителям самого высокого уровня, в этом на своем опыте убедился начальник управления по делам миграции ГУВД Свердловской области Владимир Нифонтов:

Владимир Нифонтов: Этих вопросов я коснулся только когда стал работать в Миграционной службе, и считаю, что в других правоохранительных органах они не рассматриваются, - не только сотрудники, но и руководители наших правоохранительных органов мало знают статистики, мало знают и происходящие процессы. По всем сегодняшним вопросам могу сказать, что даже в своей работе я коснулся того, что выезжают по области руководители самого высокого уровня, и среди них встреччается такое отношение: "мы всех иностранцев удалим из наших городов и районов, у нас будет только свое коренное население". Я прилагаю большие усилия, чтобы им с цифрами объяснить, что они не правы. И не сразу, но это понимание приходит у начальников.

Светлана Толмачева: Националистические высказывания позволяют себе не только чиновники, но и учителя. О таких фактах говорил председатель центра чеченской культуры "Вайнах" Адам Калаев, после взрыва в московском метро в марте этого года представителям центра "Вайнах" пришлось проводить даже так называемый урок мира в одной из городских школ, где учатся дети чеченцев. По мнению Адама Калаева, зачастую агрессию на национальной почве провоцируют встречи с участниками боевых действий в Чечне, которых приглашают учителя, чтобы они побеседовали с детьми о патриотизме.

Адам Калаев: Те оболваненные, одураченные люди, жертвы этой чеченской войны, вернувшись сюда, находясь под впечатлением античеченской пропаганды, продолжают воспитывать подрастающее поколение в школах, убедительно рассказывать, какое доброе дело, нужное для России, ее единства, нерушимости ее границ, они делали на Северном Кавказе. Наверное, умалчивали, как они грабили мирных, ни в чем не повинных граждан. Если бы они действительно боролись с терроризмом, навели бы порядок, это было бы благом для простого чеченского народа. То, что эти участники войны пропагандируют, рассказывают всякие истории, воспитывают старшеклассников - это к добру не приведет. Они сами, эти участники кампании - жертвы ошибочной политики, и, к тому же, подбивают старшеклассников. Это недопустимо.

Светлана Толмачева: Но все же участники конференции сошлись во мнении, что наиболее незащищенными в России сегодня чувствуют себя цыгане. Примеры, которые приводила юрист национально-культурной автономии "Рома-Урал" Елена Романова, поразили многих:

Елена Романова: Я - адвокат, сталкиваюсь с защитой прав граждан очень часто, и защитой прав цыган тоже, и бывают случаи, что в судах действительно идут комментарии, что вы - лицо цыганской национальности, и помолчите, пожалуйста. Кроме того, в Ярославской области я видела приговор, в котором написано: одним из доказательств совершения преступления в отношении конкретного лица по факту мошенничества является то, что эта женщина – цыганка.

Светлана Толмачева: В начале января следующего года Московское бюро по правам человека откроет специальные юридические центры по защите жертв ксенофобии. Центры будут располагаться в столицах семи федеральных округов. А те данные, которые уже удалось собрать в регионах, будут представлены 15 июня на заседании комитета Государственной Думы по законодательству, где будет изучаться практика применения федерального закона о противодействии экстремизму.

XS
SM
MD
LG