Ссылки для упрощенного доступа

70 лет назад состоялся съезд коммунистов-победителей


Программу ведет Андрей Шарый. Над темой работала корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Андрей Шарый: 70 лет назад в СССР прошел XVII съезд ВКП(б), на котором шаги по строительству социализма были объявлены победными. Вскоре более половины делегатов этого форума подверглись репрессиям. В выставочном фонде федеральных архивов в Москве открылась выставка "Съезд расстрелянных победителей". На ней побывала корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева: Экспонаты выставки "Съезд расстрелянных победителей" рассматриваешь со смешенным чувством. С одной стороны, они относятся к трагичному периоду советской истории, с другой - на всех этих фотографиях столь восторженные лица, все эти плакаты настолько помпезны, а документы к тому же написаны немного подзабытым уже новоязом, что создается комический эффект, к которому в 1934-м году никто, конечно же, не стремился. Чего стоит один плакат с надписью: "Каналоармеец, от жаркой работы растает твой срок". В истории трагедия граничит, как правило, с фарсом, утверждает куратор выставки Алексей Литвин.

Алексей Литвин: Делегатам съезда дарилась библиотечка, в ней были тезисы выступающих на съезде, труды Ленина, Сталина. И каждому делегату был подарен совершенно замечательный альбом, который назывался "Канал имени Сталина" и был посвящен строительству Беломоро-Балтийского канала. Прошло буквально несколько лет, и делегаты съезда столкнулись и с такой практикой строительства социализма.

Лиля Пальвелева: Почему XVII съезд ВКП(б) принято называть "съездом расстрелянных победителей"? Вот как отвечает на этот вопрос директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко.

Сергей Мироненко: На съезде было объявлено, что в нашей стране произошел социализм. Есть очень курьезная записка одного из делегатов съезда, узбекского товарища, где он спрашивает: если социализм победил, а что дальше-то будет? Как у нас классовая борьба? А если победил у нас, куда мы будем свои усилия переносить, в какие страны? Разъясните нам. Но оказалось, что рано провозглашали единение, победу, потому что впереди были страшные 30-е годы, вторая половина 30-х годов, Большой террор. И в последнем зале вы увидите перечень делегатов, где увидите, что кончили они свою жизнь в 1937-м, 38-м, 39-м. Больше половины съезда были расстреляны в эти годы, а вообще до 80% так или иначе были репрессированы.

Лиля Пальвелева: Вокруг XVII съезда дважды создавались легенды, сообщались историк Олег Кривнюк.

Олег Кривнюк: Первый раз это произошло в момент проведения самого съезда, когда его назвали съездом победителей. Назвали, между прочим, неслучайно, нужно себе представить историческую ситуацию. Только полгода назад закончился страшный, ужасный голод в стране и впервые собрали нормальный урожай. Вся страна, в том числе партия, смогли вздохнуть спокойно: все, наконец, победы. Отсюда, собственно говоря, эта полулегенда съезда победителей. Второй раз это хрущевская легенда XVII съезда. Съезд, действительно, был уничтожен. Было уничтожено целое поколение партийных генералов, партийных руководителей. И Хрущеву очень важно было показать, что от террора сталинского прежде всего пострадала партия. Не просто какие-то анонимные сотни тысяч людей, а именно партия стала первой жертвой, и что она не просто пострадала, а она пыталась сопротивляться.

Лиля Пальвелева: На самом деле никакого сопротивления становлению сталинской диктатуры в партии тогда не было. Совсем наоборот, считает первый заместитель руководителя федерального архивного агентства Андрей Артизов.

Андрей Артизов: Это был первый съезд, на котором четко выявилось единовластие тирана. Съезд, на котором отсутствовала оппозиция, даже в сравнении с предшествующим 1930-м годом.

Лиля Пальвелева: Самый занятный экспонат выставки - это эмигрантская газета "Последние новости". На XVII съезде "отцу народов" трудящиеся преподносили многочисленные подарки - самовары, винтовки, гармошки. Парижское издание разразилось стихотворным комментарием:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
К стопам державным припадая,
Кричала Сталину "ура".
И вот настал момент великий,
Сей исторический момент,
Когда под радостные клики
Над морем флагов, стягов, лент,
Сквозь порох, дым и "козью ножку"
Народ поднес ему гармошку.
Катался Радек темно-рыжий,
Калинин ус свой теребил,
Зиновьев грозный и бесстыжий
Рыдал, как старый крокодил.
Семья народов, точно лава,
Текла в Москву и в Петербург.
А где-то в небе Ленин плавал
С покойной Розой Люксембург.
XS
SM
MD
LG