Ссылки для упрощенного доступа

Дискуссии вокруг так и не установленного в Екатеринбурге памятника жертвам политических репрессий по проекту Эрнста Неизвестного


Программу ведет Андрей Шарый. Корреспондент Радио Свобода Светлана Толмачева беседовала с председателем Екатеринбургского общества "Мемориал" Анной Пастуховой, художником Мишей Брусиловским, генеральным директором Екатеринбургского художественного фонда Сергеем Тетлиновым и пресс-секретарем Свердловского областного министерства культуры Еленой Олешко.

Андрей Шарый: В Екатеринбурге возобновились дискуссии о необходимости установки памятника жертвам политических репрессий по проекту скульптора Эрнста Неизвестного. По замыслу автора, Екатеринбург, Воркуту и Магадан должны были объединить так называемым "Треугольником памяти". Первая часть триптиха открылась в Магадане 7 лет назад. Екатеринбургские власти место под монумент так и не выделили. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Светлана Толмачева:

Светлана Толмачева: Свердловск, он же Екатеринбург - родина скульптора Эрнста Неизвестного. Замышляя создание "Треугольника памяти", он придавал свердловскому монументу особенное значение. Говорит председатель Екатеринбургского общества "Мемориал" Анна Пастухова:

Анна Пастухова: Это средоточие гулаговских дорог, центральная пересылка России. Кстати, он в философском смысле именно этой части триптиха придавал наиболее важное значение.

Светлана Толмачева: В апреле 1990-го года Эрнст Неизвестный заключил договор со Свердловским горисполкомом и местным отделением "Мемориала" о создании художественного произведения в память о жертвах сталинских репрессий. Заказчики подписали договор, где была указана сумма гонорара – 700 тысяч долларов. Согласно тому же документу, автор передал все до копейки в фонд сооружения памятника и приступил к работе. Генеральный директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Тетлинов до сих пор хранит гипсовую модель монумента, выполненную скульптором в масштабе 1 к 5.

Сергей Тетлинов: Скульптор Эрнст Неизвестный работал здесь, в здании фонда, лично, над образом памятника жертвам политических репрессий. В настоящее время мы его храним в течение вот уже 12 лет. Первоначальный замысел был поставить этот монумент в парке имени XXII съезда, размер этого монумента должен был быть 15 метров, то есть, с пятиэтажный дом.

Светлана Толмачева: Что произошло после того, как скульптор завершил работу над моделью и уехал домой в Нью-Йорк, большинство очевидцев рассказывает крайне неохотно. Против установки монумента начали борьбу активисты местного отделения общества "Память", к ним присоединилась часть заслуженных художников-монументалистов и Екатеринбургская епархия во главе с архиепископом. Художник Миша Брусиловский, помогавший Неизвестному в мастерской, считает, что скульптору было нанесено личное оскорбление:

Миша Брусиловский: С моей точки зрения, просто такая была чисто антисемитская акция людей, которые сделали все для того, чтобы это не состоялось. Это была ситуация невероятно вообще противная, невероятно ужасная, и это было оскорблением вот такого вот художника, человека, ну ладно там, блистательный скульптор, человек, который прошел войну, человек, для которого город Свердловск - его родной город. Для Эрнста это была невероятная ситуация, ситуация невероятной обиды.

Светлана Толмачева: Сегодня председатель Екатеринбургского общества "Мемориал" Анна Пастухова вновь поднимает вопрос о дальнейшей судьбе незавершенного проекта:

Анна Пастухова: Скульптор всю свою работу выполнил. И все что осталось невоплощенным - это уже на совести заказчика. Заказчиков два – город и "Мемориал".

Светлана Толмачева: Тем более, что за прошедшие годы самые ярые противники проекта Неизвестного ушли в мир иной, а в Екатеринбургской епархии сменился не один архиепископ. Председатель местного "Мемориала" Анна Пастухова отдает себе отчет, что давно уже канул в лету тот гонорар в 700 тысяч долларов и те обещания, которые давались письменно и устно еще свердловским горисполкомом. А потому предлагает такой вариант: если не хватаете денег на строительство - давайте выставим хотя бы модель:

Анна Пастухова: Я далека от мысли обвинять администрацию города в недобросовестности, я понимаю, форс-мажорные экономические обстоятельства, но существует рабочая модель памятника, мощнейший пластический образ, который доносит до нас философскую глубину трагедии, произошедшей со страной. И я думаю, что этот образ нужно как-то использовать, сделать понятным и доступным, главное, для публики. Я вообще-то предлагала, и знаю, что есть сторонники этой идеи: создать просветительский центр в городе, где выставить эту рабочую модель, а вокруг нее - экспозицию, посвященную антитоталитарному искусству, в том числе и творчеству Эрнста Неизвестного. Я думаю, что это могло бы быть промежуточным достойным решением этой проблемы, и одновременно это стало бы продвижением идеи ближе к публике, то есть, ближе к воплощению.

Светлана Толмачева: Что касается властей города, то у них в этом деле есть свой козырь: документа о землеотводе под монумент они не выдавали, и пока этот вопрос не будет решен, общественность может сколько угодно спорить о незавершенном проекте. По мнению пресс-секретаря Свердловского областного министерства культуры Елены Олешко, "Мемориалу" не стоит слишком уж рассчитывать на помощь чиновников:

Елена Олешко: Самое больное, когда речь идет о строительстве какого-то объекта в городе - очень дорогая земля в центре Екатеринбурга. Мы с этим столкнулись буквально месяца три назад, когда был очень интересный проект памятника уральской Рябинушке. То есть, все, уже вот есть макет, есть люди, готовые сделать этот памятник, а дело за малым - где его поставить. На этом вопросе тормозится, как правило, любое благое начинание, связанное с памятниками. Бюрократическая такая формальность, но без которой никуда, тем более, в свете последних разборок между городом и областью - чья же все-таки земля в Екатеринбурге.

Светлана Толмачева: Поэтому Анна Пастухова не спешит извещать скульптора о своей инициативе. Члены "Мемориала" надеются, что под давлением общественности власти Екатеринбурга вернутся к вопросу о монументе, которому Эрнст Неизвестный дал весьма пророческое название: "Лики скорби - Каменные слезы".

XS
SM
MD
LG