Ссылки для упрощенного доступа

Адвокаты Платона Лебедева намерены добиваться освобождения своего подзащитного из-под стражи


Программу ведет Андрей Шарый. Над темой работала Марьяна Торочешникова.

Андрей Шарый: Адвокаты совладельца компании "ЮКОС" Платона Лебедева заявили о намерении ходатайствовать об освобождении своего подзащитного из-под стражи. Кроме того, они сообщили: "Мы имеем основания рассчитывать на то, что жалоба в Европейский суд по правам человека по делу Лебедева будет рассмотрена в приоритетном порядке". Рассказывает Марьяна Торочешникова:

Марьяна Торочешникова: Заявление об обращении в суд с ходатайством об освобождении адвокаты Лебедева сделали накануне открытия слушаний в Мещанском суде Москвы. 15 апреля он приступит к предварительным слушаниям по делу. Глава международного финансового объединения "Менатеп" Платон Лебедев содержится под стражей со 2 июля 2003-го года. Именно это задержание принято считать началом так называемого "дела ЮКОСа". Лебедев считается крупным акционером компании. На протяжении всего следствия адвокаты не раз заявляли о необоснованности применения к их подзащитному такой меры пресечения, как содержание под стражей, однако ни одно ходатайство об изменении меры пресечения суд не удовлетворил. Говорит адвокат Елена Липцер.

Елена Липцер: Платон Лебедев в настоящее время содержится под стражей на 100 процентов незаконно, поскольку нет судебного решения о том, что к нему должна быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей. Та мера пресечения, которая ему была избрана Басманным судом 26 декабря, истекла 30 марта. Дело было передано в суд, и после 30 марта судебного заседания о продлении срока содержания под стражей Лебедева ни одного не было. Это связано с тем, что сложившаяся в России практика правовая состоит в том, что после того, как дело передают в суд, человек числится за судом, при этом вопрос о мере пресечения в отношении него не решается. Такая практика существовала и в других социалистических странах, в которых Уголовно-процессуальный кодекс был аналогичный нашему, например, в Болгарии и в Польше. И дела против этих стран были неоднократно рассмотрены Европейским судом именно по факту нарушения 5-й статьи Европейской конвенции. И тогда Европейский суд однозначно высказался, что такая практика является незаконной, что существует лакуна в законодательстве. Естественно, совершено необходимо при передаче дела в суд решать вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого.

Марьяна Торочешникова: На что может быть изменена мера пресечения? Кроме содержания под стражей и подписке о невыезде, какие еще есть варианты?

Елена Липцер: Денежный залог, личное поручительство, домашний арест.

Марьяна Торочешникова: По мнению адвокатов Платона Лебедева, в ходе предварительного расследования неоднократно были нарушены права их подзащитного, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Европейской конвенцией о правах человека. Именно это послужило поводом для обращения в Европейский суд по правам человека.

Елена Липцер: В жалобе в Европейский суд по правам человека мы изначально говорили о том, что Платон Лебедев содержится под стражей незаконно с момента избрания ему меры пресечения. Поскольку не было приведено достаточных доказательств того, что существуют основания, предусмотренные законом, для применения такой меры пресечения. То же самое мы говорили, что незаконно продлевалась мера пресечения. В настоящий момент я в Европейский суд направила дополнение к жалобе о том, что в настоящий момент он под стражей содержится вообще без судебного решения. И если завтра это ходатайство о немедленном освобождении Платона Лебедева в связи с тем, что он содержится под стражей без судебного решения, будет отклонено, то, естественно, завтра об этом информация также будет доведена до сведения Европейского суда по правам человека. По мнению адвокатов, помимо незаконности избрания продления меры заключения, было нарушено право Лебедева на защиту, тогда, когда он и его защитники были ограничены в сроках ознакомления с материалами дела. Ведь ни сам Лебедев, ни его защита даже не сумели прочитать все тома дела, предъявленные ему, это 163 тома. Поэтому сейчас, уже после того, как дело направлено в суд, Лебедев до сих пор не знает, в чем же конкретно его обвиняют. Это является грубейшим нарушением права на защиту.

Марьяна Торочешникова: Елена Львовна, а какова реакция Европейского суда по правам человека? Ваши жалобы были рассмотрены на предмет приемлемости?

Елена Липцер: Нет, жалоба была пока только зарегистрирована. И поскольку в жалобе ставили вопрос о применении предупредительных мер и о решении вопроса, и о приоритетном рассмотрении этого дела, то Европейским судом был направлен запрос правительству с просьбой ответить на вопрос о состоянии здоровья Лебедева. В настоящий момент мы ожидаем решения суда по этим вопросам.

Марьяна Торочешникова: В свою очередь, исполнительный директор общероссийского общественного движения "За права человека" Лев Пономарев сообщил, что направил обращение Генеральному прокурору России Владимиру Устинову в поддержку Лебедева.

Лев Пономарев: Мы направили в поддержку Лебедева письмо Генеральному прокурору с требованием провести прокурорскую проверку и возбудить уголовное дело по обстоятельствам, которые Платон Лебедев указывает. Но кроме того сегодня мы подготовили письмо на имя президента Российской Федерации. Дело в том, что нелепо у Генеральной прокуратуры требовать проверки самой себя, тем более, если Платон Лебедев прав, и это действительно преступное сообщество создано, то во главе этого преступного сообщества находится Бирюков, зам Генерального прокурора. Сегодня обращаемся к президенту Российской Федерации, мы подготовили письмо, я его подписываю, чтобы он взял на контроль расследование этих обстоятельств, на которые указывает Платон Лебедев. И второе: мы обращаемся к Путину с предложением, чтобы он сам назначил независимого прокурора и попросил бы его заниматься расследованием этого дела.

Марьяна Торочешникова: Однако второй адвокат Платона Лебедева Евгений Бору считает, что подобные жалобы не имеют перспективы. Вместе с тем он не теряет надежды на справедливое рассмотрение дела и восстановление прав своего подзащитного. Платон Лебедев обвиняется в преступлениях, предусмотренных семью статьями Уголовного кодекса России, но основным, пожалуй, можно назвать обвинения в хищении в 1994-м году 20% акций открытого акционерного общества "Апатит", принадлежащего государству, на сумму свыше 283 миллионов долларов. Кроме того, следствие установило, что в период с 1998-го по 2000-й год Лебедев уклонялся от уплаты налогов и страховых взносов в государственные и внебюджетные фонды на общую сумму 7 269 276 рублей. Согласно подсчетам следствия, общий ущерб, причиненный действиями Платона Лебедева, составил 1 миллиард 200 миллионов долларов США.

XS
SM
MD
LG