Ссылки для упрощенного доступа

Визит в Москву Кондолизы Райс


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Карен Агамиров, Юрий Жигалкин и Михаил Саленков, российский политолог - профессор Юрий Давыдов, и американский политолог - сотрудник вашингтонского института КЭйТО Тед Карпентер.

Андрей Шарый: В понедельник, 7 апреля, Москву посетила советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Она встретилась с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Подробности беседы, продолжавшейся более часа, неизвестны. Однако, по словам Райс, встреча с Ивановым была очень хорошей. Понятно, зачем приезжала американский представитель - она приезжала, чтобы поддержать политический диалог Вашингтона и Москвы, а также, вероятно, чтобы прояснить обстоятельства инцидента с обстрелом автоколонны российского посольства под Багдадом. Над темой работал мой коллега Карен Агамиров:

Карен Агамиров: В декабре 1989-го года во время советско-американской встречи в верхах Джордж Буш-старший представил Михаилу Горбачеву женщину, курирующую в Совете национальной безопасности советское и восточноевропейское направления. "Это Кондолиза Райс, именно ей я обязан всем, что знаю о Советском Союзе", - сказал Джордж Буш. Джорджу Бушу-младшему также потребовалась ее помощь. Доктор политических наук, свободно владеющая русским языком, талантливая фигуристка и пианистка, виртуозно исполнившая на прошлогоднем концерте в Вашингтоне сонату де минор Брамса, госпожа Райс вот уже третий год помогает президенту США определять внешнеполитические приоритеты. Это ее второй визит в Москву в качестве помощника президента по национальной безопасности. В июле 2001-го года она обсуждала с российской стороной проблемы пересмотра Договора по ПРО 1972-го года.

Сегодня на повестке дня стоял Ирак. Кондолиза Райс встретилась с российскими официальными лицами. Итоги более чем часового разговора с министром иностранных дел России Игорем Ивановым госпожа Райс определила так: "Беседа с Ивановым была очень хорошей".

Комментировать возможную причастность американских войск к обстрелу российской дипломатической колонны Кондолиза Райс не стала. Во второй половине дня 7 апреля Кондолиза Райс отбыла из Москвы в Вашингтон. Проанализировать итоги ее визита я попросил известного российского политолога, профессора Юрия Давыдова:

Юрий Давыдов: Три обстоятельства очень важные, которые выявились в процессе этих переговоров и которые могут оказать значительное влияние на будущее российско-американских отношений: Кондолиза Райс приехала в Москву, прежде всего, чтобы выяснить позицию России по Ираку, произошли ли здесь какие-то изменения, в этой позиции, или все осталось по-прежнему. Наверное, это происходит в связи с тем, что те сигналы, которые Запад получает из Москвы по этой проблеме - они не совсем понятны Западу.

В самом деле, с одной стороны, российский президент говорит о том, что по экономическим по политическим соображениям мы ни в коем случае не заинтересованы в поражении Америки. Он подтверждает это тем, что из его лексикона уже ушли такие предложения, как "прекратить немедленно военные действия в Ираке", и так далее. Это с одной стороны, а с другой появляются какие-то непонятные муфтии, которые размахивают саблями и на многотысячных митингах провозглашают джихад. И американцы, конечно, не могут быть не обеспокоены таким настроем российского общественного мнения.

Второе: мне кажется, визит должен был подчеркнуть, что военная проблематика в Ираке сейчас, по мнению американской администрации, все дальше и дальше отходит с первого плана, и на ее место выдвигается проблема послевоенного обустройства Ирака. То есть, можно одержать победу, можно прогнать Хусейна, а что дальше делать с этой огромной страной, как ее обустроить - существуют различные мнения, в том числе и у самих США, которые считают, что они должны играть здесь ведущую роль, если не основную, постольку, поскольку их вклад, прежде всего, и материальный, и духовный, и военный огромен, и он наиболее важен. В то же время, даже некоторые союзники по антииракской коалиции считают, что в послевоенном обустройстве в Ираке более активную роль должна играть ООН. И, наконец, есть третьи страны, наверное, мы принадлежим к ним, которые считают, что главным образом послевоенным обустройством Ирака должна заниматься ООН. В связи с этим возникает очень много сложных проблем, постольку, поскольку ООН по мнению, например, тех же США не справляется со своей ролью, и это доказала ситуация и в Косово, ситуация с Ираком, и так далее. И что-то здесь нужно делать, какой-то компромисс должен быть найден.

Вот эти основные вопросы, которые, как мне кажется, обсуждались в ходе переговоров Кондолизы Райс с политическими руководителями России.

Карен Агамиров: Юрий Павлович, а чем вы объясняете такую краткосрочность визита и его определенную информационную закрытость?

Юрий Давыдов: Потому что американцы хотят еще точно уяснить, каковы же позиции России по всем этим проблемам, для того, чтобы им делать свои выводы, и они не хотели бы сразу выстраивать какую-то полемику по этому вопросу.

Андрей Шарый: Визит американской представительницы в Москву представляет собой попытку Вашингтона восстановить двусторонние отношения, подорванные войной в Ираке, но, скорее всего, этим отношениям предстоят серьезные испытания. Таково мнение известного американского политолога, сотрудника вашингтонского института КЭйТО Теда Карпентера. С ним беседует наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин: Кондолизе Райс выпала тяжелая миссия. Она отправилась в Москву после инцидента с обстрелом российских дипломатов в Ираке, инцидентом, в котором кое-кто винит американских солдат. Как вы думаете, с чем она ехала в Москву, и чего ей удалось достичь?

Тед Карпентер: Этот визит - лишь часть общей стратегии Белого Дома, пытающегося восстановить отношения с друзьями и союзниками, отношения, омраченные разногласиями по поводу войны в Ираке. Госсекретарь Колин Пауэлл совершил поездку по некоторым европейским столицам с той же целью, он, например, провел очень серьезные переговоры в Анкаре, исход которых не очень ясен. Тоже самое, на мой взгляд, можно сказать и о миссии Кондолизы Райс, поскольку, несмотря на явное желание двух столиц оставить позади иракские разногласия, в американо-российских отношениях остаются исключительно серьезные поводы для дипломатических столкновений. Прежде всего, это российско-иранское ядерное сотрудничество, продолжающееся несмотря на то, что Иран почти открыто работает над созданием собственного ядерного оружия. Соединенные Штаты наверняка призовут Россию более активно воздействовать на Северную Корею с тем, чтобы Пхеньян прекратил свои ядерные программы. Как известно, Вашингтон считает, что реакция Москвы на корейский кризис неадекватна.

Юрий Жигалкин: Вместе с тем, очевидно, что участие России в послевоенной реконструкции Ирака, обеспечение российских интересов в этой стране наверняка стало и будет поводом для серьезных обсуждений. Как вы считаете, требуется ли Соединенным Штатам помощь России в послевоенном Ираке, и будет ли готов Вашингтон признать экономические интересы Москвы в Ираке?

Тед Карпентер: Я не думаю, что Соединенным Штатам нужна практическая помощь России в обустройстве послевоенного Ирака. Вашингтон, насколько я понимаю, попытается вместе с Великобританией, разрешить вопросы политического управления страной и попытается как можно быстрее передать власть в руки переходного правительства Ирака. Но Белому Дому наверняка потребуется политическое и дипломатическое содействие Москвы, когда дело дойдет до обсуждения будущей роли ООН в Ираке. Несмотря на то, что США вряд ли отдадут ООН ведущую роль в политическом урегулировании, Соединенные Штаты хотели бы, чтобы международное сообщество участвовало в гуманитарных операциях, чтобы дальнейшая операция в Ираке не выглядела в глазах мира как англо-американская оккупация страны.

В том, что касается уважения российских интересов в Ираке, Вашингтон наверняка будет склонен учитывать их, но он вряд ли приложит какие-то усилия для обеспечения российских интересов. В конце концов, не надо забывать о том, какую позицию Россия и Франция заняли накануне войны в Ираке. В результате основные потери, по-видимому, понесут российские нефтяные компании, заключившие контракты с режимом Саддама Хусейна. Дело в том, что, если верить слухам, Соединенные Штаты намерены провести аукцион за право разработки и переработки иракской нефти, который будет открыт, скорее всего, для всех. Я подозреваю, что при таких условиях, у российских фирм не останется шансов на победу. У американских нефтяных концернов и глубже карманы, и больше технических возможностей для разработки иракских нефтяных месторождений.

Андрей Шарый: Решение о поездке Кондолизы Райс в Москву уже было принято, когда в Ираке были обстреляны, пока нет полной ясности кем, российские дипломаты и журналисты, следовавшие из Багдада в автоколонне. Самолет МЧС с российскими дипломатами на борту вылетит из Сирии во вторник в первой половине дня. Тогда, после возвращения дипломатов на родину, будет очевидно больше подробностей и больше ясности в этой ситуации. А минувшим днем в понедельник корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков весь день занимался тем, что пытался прояснить ситуацию.

Михаил Саленков: Решение о вылете утром во вторник принято в связи с состоянием российских дипломатов после многочасового пути по иракской территории - об этом передает агентство "ИТАР-ТАСС" со ссылкой на дипломатические источники в Дамаске. В МИД России ждут официальных разъяснений по поводу инцидента от американской и иракской сторон.

До сих пор точно неизвестно, кто обстрелял в воскресенье российскую дипломатическую автоколонну. В колонне из восьми автомашин с российскими дипломатами и журналистами следовали 23 человека во главе с послом России в Ираке Владимиром Титоренко. В результате обстрела пять сотрудников российского посольства получили ранения. Одному из них сделана операция в иракском госпитале. Перенесший операцию сотрудник дипмиссии пока остается под наблюдением врачей. Его жизнь вне опасности. Появившуюся информацию о ранении посла Владимира Титоренко в МИД России начала опровергли. Однако, по прибытии колонны на территорию Сирии оказалось, что посол легко ранен в руку. Как сообщает РИА "Новости", дипломат заявил, что кортеж был преднамеренно обстрелян американцами. Такой же точки придерживается и очевидцы произошедшего. Корреспондент телеканала "Россия" Александр Минаков, считает, что колонна попала под перекрестный огонь. По его словам, первыми стали стрелять войска союзников. В четырех автомашинах посольства на иракско-сирийской границе были обнаружены пулевые пробоины от американских автоматических винтовок "М-16". Версия антииракской коалиции такова: силы союзников не вели боевых действий в районе, где подверглись обстрелу российские дипломаты. В заявлении подчеркивается, что нападение произошло в зоне контролируемой иракскими войсками. Посол США в России Александр Вершбоу не исключает, что обстрел российских дипломатов может быть провокацией со стороны иракских войск. Об этом он заявил в понедельник на конференции в Москве. По данным посла Ирака в России Аббаса Халафа, колонну обстреляли американские войска. Официальной версии иракского правительства пока нет. Посол ссылается на иракцев-очевидцев.

На борту самолета МЧС, прибывшего в Дамаск в понедельник, находятся врачи Всероссийского центра "Защита" с необходимым медицинским оборудованием. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал сотрудник пресс-службы МЧС Виктор Бельцов:

Виктор Бельцов: Это - самолет "ЯК-42", на борту которого находится оперативная группа министерства, а также бригада врачей. В их задачу входит доставка из Дамаска российских дипломатов, которые пострадали во время обстрела на территории Ирака. У них есть необходимое оборудование оснащение, на случай, если понадобится медицинская помощь во время полета.

Михаил Саленков: Следовавшие в колонне журналисты - это съемочные группы "Первого канала", "ТВЦ" и канала "Россия" - самостоятельно добрались до Сирии и Иордании. Во время обстрела никто из них не пострадал. В посольстве России в Багдаде продолжают работу 12 человек. Это дипломаты и техперсонал посольства.

XS
SM
MD
LG