Ссылки для упрощенного доступа

Возможные внутриполитические последствия военной операции в Ираке для России


Михаил Соколов, Москва: "Акция США не имеет оправданий", - от этой официальной позиции Владимира Путина отталкивался в своем думском выступлении министр иностранных дел России Игорь Иванов. Коммунисты в Думе заявили, что США, развязав агрессию против Ирака, совершили тягчайшие преступления против мира и человечности, и к ним должны в полном объеме быть применены все меры, предусмотренные международным правом и Уставом ООН. А вот глава МИДа сообщил, что определение агрессии должен давать лишь Совет Безопасности ООН, сам же он определил акцию США как противоправную. Самая неотложная задача, считает Игорь Иванов:

Игорь Иванов: Вернуться к урегулированию иракской ситуации на прочной правовой основе, а эта основа может быть только одна: Устав ООН и соответствующие резолюции Совета Безопасности.

Михаил Соколов: На требования радикальных левых оказать Ираку помощь Игорь Иванов заявил: идти просто так на конфронтацию ради конфронтации не отвечает интересам России:

Игорь Иванов: Сейчас помощь России, сейчас и раньше, заключается в ясной позиции в пользу политического урегулирования.

Михаил Соколов: Министр считает необходимым сохранить антитеррористическую коалицию, хотя Игорь Иванов и намекнул: сотрудничество может осложниться:

Игорь Иванов: Эта война - она чревата тяжелыми последствиями, в том числе и для самих Соединенных Штатов. Сегодня, действуя согласованно, международное сообщество может сделать значительно больше в борьбе с новыми угрозами и вызовами, в том числе с терроризмом, чем действуя разрозненно и раскалывая ту антитеррористическую коалицию, которая с таким трудом была сформирована после 11 сентября.

Михаил Соколов: А есть опасность раскола этой коалиции?

Игорь Иванов: Ну, я думаю, что если те разногласия, которые появились при обсуждении иракской ситуации, не будут в ближайшее время преодолены, то, конечно, они негативно скажутся и на деятельности антитеррористической коалиции в целом.

Михаил Соколов: Министр иностранных дел России Игорь Иванов предположил, что итогом действий США станет не стабилизация, а обострение обстановки в мире. Министр транслирует тревоги Кремля: США навязывают Ираку и всему Ближнему Востоку, как говорит Иванов, те или иные модели развития, и этим, как поводом для террористических действий, могут, по его словам, воспользоваться исламские радикалы. Впрочем, вице-спикер Думы Владимир Лукин видит опасность лишь неглобальной дестабилизации:

Владимир Лукин: Дестабилизация - есть такие опасности, связанные с шиитским и курдским меньшинством, с рядом проблем, связанных с исламским фактором, есть проблемы для региональной, не глобальной, а региональной...

Михаил Соколов: Экспорт демократии Кремлем не одобряется. По словам главы МИДа России, никто не приглашал США освобождать Ирак. Член Комитета Думы по безопасности Сергей Юшенков - один из тех немногих парламентариев, которые считают линию официозной Москвы ошибкой:

Сергей Юшенков: То, что Россия сегодня открыто выступает в поддержку режима Саддама Хусейна, свидетельствует об истинных намерениях нынешнего режима в Кремле. Причем даже логически это очень трудно объяснить. Режим Ирака и напрямую, и опосредованно поддерживает боевиков в Чечне. Казалось бы, Россия вместе с США должна стремиться устранить один из внешних источников, который поддерживает сепаратистское движение в Чечне. Увы, в этом смысле Россия, по-моему, поступает недальновидно. Мне кажется, что Россия сегодня должна была бы быть вместе с США и Великобританией, как это было и в годы Второй мировой войны.

Михаил Соколов: Игорь Иванов почти искренне, насколько на это способен дипломат, опечален гибелью привычного миропорядка. "Если такой эксперимент, как в Ираке, пройдет, можно будет представить себе, что будет происходить в мире", - сказал министр иностранных дел России. Депутат Сергей Юшенков спорит с официальной линией:

Сергей Юшенков: Думаю, что США сегодня проявили мужество взять на себя ответственность и действительно низложили этот диктаторский режим в Ирак, и тем самым отодвинули возможную угрозу со стороны Саддама Хусейна всему миру, в том числе и России. Наш самый точный национальный интерес, по-моему, состоит именно в том, чтобы быть на стороне тех сил, которые воюют со злом. А зло сегодня - это, конечно же, Саддам Хусейн.

Михаил Соколов: Игорь Иванов, как будто можно вернуть ушедшее, говорит о продолжении деятельности инспекторов ООН в Ираке. Я спросил главу МИДа, готова ли Россия к появлению в Багдаде новой власти. Он, как-то весь сжавшись, ответил:

Игорь Иванов: Важно, чтобы любые действия, как в отношении Ирака, так и внутри Ирака, строились на правовой основе. У Ирака есть своя Конституция, в Ираке есть своя законность, и любые действия, как извне в отношении Ирака, так и внутри Ирака, должны основываться на строгом соблюдении правовых норм.

Михаил Соколов: А вот опытный дипломат, депутат Думы Владимир Лукин заметил: нужно думать, что делать в Ираке после войны:

Владимир Лукин: Приложить усилия к тому, чтобы политическая конструкция, которая сложится в результате всего этого мероприятия, была бы максимально стабильна в международном плане и максимально приемлема для России.

Михаил Соколов: Пока Москва не вполне готова к возникновению на Ближнем Востоке новой реальности. Лишь глава международного комитета Совета Федерации арабист Михаил Маргелов говорит о послевоенном времени, о том, что США не смогут обустроить послевоенный Ирак сами. "Совершенно очевидно, что Россия должна иметь четко сформулированную, аргументированную позицию всех ветвей власти и представителей экономии", - сказал Маргелов. С подачи МИДа Дума в постановлении предложила президенту России Владимиру Путину поставить в Совете Безопасности ООН вопрос о вводе в Ирак сил ООН по поддержанию мира для разведения воюющих сторон. Палата призвала президента и правительство внести в парламент до 1 июня предложения по корректировке федерального бюджета 2003-го года для увеличения расходов на оборону примерно на треть, чему весьма рад демонстрирующий свои крайние позиции глава международного комитета Думы Дмитрий Рогозин:

Дмитрий Рогозин: Военный бюджет, расходы по этой статье, не должны быть меньше, чем 3,5 процента от валового продукта. Только таким образом, увеличивая расходы на национальную оборону, мы можем увеличить безопасность Российской Федерации в столь непредсказуемый период, в который мы вошли после начала агрессии США и Великобритании против Ирака.

Михаил Соколов: Депутат Сергей Юшенков предполагает:

Сергей Юшенков: Увеличение военных расходов - это фактически означает замораживание тех социальных программ, которые сегодня так необходимы России. Это означает, что пенсии, заработные платы будут урезаны, потому что других источников, за счет чего можно будет увеличивать военных расходы, просто нет.

Михаил Соколов: Таким образом, занятая Кремлем позиция осуждения на словах действий США против режима Саддама Хусейна на практике может обернуться усилением позиций "ястребов" внутри России и конкретными шагами по милитаризации страны.

XS
SM
MD
LG